Поиск
Контакты

Кали Видья

Кали

Кали означает «время», и, фактически, все десять Махавидий могут рассматриваться как проявления Кали. Она олицетворяет собой также первозданную пустоту, подобную ночному небу, на котором появляются звезды, мы воспринимаем их появление как творение. Поэтому Кали – это пустота, из которой все проявляется и в которой все растворяется во время Пралайи. Сама же Кали – символ бессмертия, так как она за пределами творения и разрушения, она скорее их причина. Время – это также символ движения или изменений, и значит, это также жизненная энергия, прана, соответственно, Кали – это Богиня, связанная с праной.

Обычно ее изображают стоящей на лежащем подобном трупу (шавасана) Шиве, иногда в сексуальном союзе (випарита-рати). И поэтому Кали хоть и является образом разрушения, она также и символ секса, как источника творения, и наслаждения, которое часто осуждается многими религиями. Кали является Богиней, которую почитают ритуалом панча-таттвы (с использованием соития, питья вина и т.д.). Ее часто изображают голой, что указывает на «обнаженную» реальность, из которой все проявляется, а мир при этом – символ искусственной иллюзорной реальности. Она с распущенными волосами, что является символом нечистоты в Индии, с высунутым языком, поглощающая все вкусы этого мира (поглощающая этот мир и также демонов). Это Богиня кремации, 50 черепов на ее шее символизируют 50 букв санскрита, отрубленные руки демонов украшают ее пояс, так как рука – это кармендрия, это указывает на то, что Кали отсекает карму человека. В целом ее образ – символ разрушения грехов садхаки, которые часто описаны в разных текстах, как разные асуры (демоны), и Кали их уничтожает в практикующем. Она первая из Махавидий и рассматривается как основа их всех. То есть все они могут быть описаны как Кали разных цветов:

Кали – Кали черного цвета;
Тара – Нила Кали (Кали синего цвета);
Шодаши – Ракта Кали (Кали красного цвета);
Бхайрави – Кали пурпурного цвета;
Дхумавати – Дхумра Кали (Кали дымчатого цвета);
Багаламукхи – Питамбара (Кали желтого цвета);
Чхиннамаста – Аруна Кали (Кали рубинового цвета);
Матанги – Шьяма Кали (Кали изумрудного цвета).

И несмотря на то, что Кали в большей степени собой символизирует Божество Севера, так как она очень популярна в Бенгалии, в Ассаме, в Непале и т.д., ее почитают и как Божество Юга. В этой форме она известна как Дакшинакали, считается, что это та самая форма Кали, с которой нужно начинать знакомство Кали-таттвы. Обычно с почитания Дакшинакали начинается любое поклонение Кали. Причиной этого является то, что Кали связана с дакшиной (дарованием) и она быстро дарует откровение садхаку, открывает ему двери в свой мир. Также есть версия, что Кали устраняет на Юге (который ассоциируется с Богом Ямой) многие грехи садхаки, из-за каторых Яма наказывает людей. В этом плане Юг также связан с Шивой, известным как Гуру Дакшинамурти, и фактически на данный момент это одна из наиболее известных Сампрадай Шривидьи. Со Шривидьей Кали роднит известная панчадаши-мантра Лалиты, она начинается со слога “ка” и ее риши (провидец) Дакшинамурти. Иногда также Дакшинакали соотносят с ее правой ногой, когда она стоит на трупе, и практикой Дакшиначары, которая очищает садхаку и подготавливает его к практике вамчары. Однако, говоря о Кали, стоит заметить и то, что в некоторых Традициях, например, в Шривидье, приступают к полноценному почитанию Кали после реализации основных мантр Шривидьи и получения пурнабхишеки. Есть очень много самых разных форм Кали, которые можно почитать после реализации в садхане Дакшинакали, такие как Махакали, Адьякали, Гухьякали, Шмашанакали и др. Многие из этих форм достаточно необычные, например, Гухьякали имеет разные аспекты с разным количеством голов, 1, 3, … , 100, символизирующих разные уровни силы. Аналогичная ситуация и с образом Пратьянгиры, защищающей садхаку от колдовства. Вы можете увидеть ее с тысячью головами, символизирующими сахасрара-чакру садхаки. Пратьянгира также известна как одна из Кали, описанная в Ведах как Бхадракали; считается, что она появилась вместе с Шулини-Дургой из двух крыльев Шарабхешвары (Акашабхайравы).

При практике мантры Кали очень часто Гуру рекомендуют начинать с мантры Дакшинакали из трех слогов, потом из семи и далее из десяти, после чего можно приступать к полной форме из 22 слогов.

krīṁ krīṁ krīṁ

krīṁ hūṁ hrīṁ hrūṁ phat svāhā

krīṁ hrīṁ hrīṁ dakśīne kalīke svāhā

krīṁ krīṁ krīṁ hūṁ hūṁ hrīṁ hrīṁ dakśine kalike krīṁ krīṁ krīṁ hūṁ hūṁ hrīṁ hrīṁ svāhā