Трика
Эта форма Богини была известна в некогда существовавшей в Кашмире традиции, которую называли Пратьябхиджня. Суть этого учения заключалась в спонтанном распознавании, или вспоминании, своего тождества с Шивой, который рассматривался как единый со своей Шакти (Видьей) и живым существом (джива). Это полностью монистическая доктрина, которая была явлена кашмирским учителем Васугуптой в виде его «Шива-сутр», ставших в дальнейшем предпосылкой для развития этого учения. К «Шива-сутрам» были написаны комментарии, а также множество других текстов, опирающихся на доктрину труда Васугупты. Несколько позже великий сиддха и ученый этой традиции, Шри Абхинавагупта, создал колоссальный труд «Шри Тантралока» («Светоч тантры»), где систематизировал все знания традиции. Он же написал и пояснения к «Тантралоке», называемые «Тантрасара» («Сущность тантры»), всего ему принадлежит около 50 текстов. Несмотря на то, что доктрина считается шиваитской (Кашмирский шиваизм), принцип Шакти в ней играет фундаментальную роль.
Шива рассматривается как запредельная пустота, как высшее сознание парасамвит, или как свет (пракаша), внутри которого пребывает его чит-шакти. Шакти на стадии проявления называется вимарша (отражение), которая позволяет Шиве посредством обретения им формы ощутить свое могущество, поэтому Шива на этой стадии развивает в себе ананду (блаженство).
Независимо от того, проявляет ли Шива себя посредством своей Шакти в сотворении мироздания, или же остается запределен всему — он всегда един с Шакти. Это единство выражается в аспектах, таких как Садашива, Ишвара и Шуддха-видья, в которых его самоосознание смещается то в область себя — субъекта (Садашива), то в область своего проявления (Ишвара), то в их мнимую разделенность, в то же время оставаясь в равновесии (Шуддха-видья). Эти три уровня связаны с тремя сущностями, или силами, Шивы: иччхой (воля), джняной (знание) и крийей (действие). Эти три силы называют Богинями Трика, известными как Пара (высшая — недвойственная), Парапара (средняя — двойственно-недвойственная) и Апара (низшая — двойственная).
Они, по сути, являются тремя уровнями философии, уровнями духовных практик (упая). Все три объединены одной запредельной реальностью, или Богиней, которую называют Ануттара (наивысшая).
Эти три уровня проявляются в разных системах практик. Апара — в ограниченных методах (анавопая), ориентированных на тело, разных ограничениях (враты), в практиках, связанных с праной (дыхательные техники), рецитацией мантр и т.д. Парапара проявляется в основном в практиках, где задействован опыт сознания (шактопая), и Пара проявляется в волевом удержании переживаемого состояния тождества себя (Атмана), Шакти и Шивы (шамбхавопая). Кроме того, существует и четвертый уровень — анупая, который превосходит все перечисленные. По сути, это уровень естественного, без усилия, пребывания в своем тождестве с Шивой и Шакти.
В Традиции Трика существуют три особые мантры, предназначенные для почитания этих Богинь. Каждая мантра разбита на отдельные слоги, которые посредством ньясы распределяются по телу, и в частях тела садхака должен визуализировать названных йогинь. Затем он созерцает связь одной йогини с другой, что называется «йогой». Эти группы йогинь имеют две категории: матрика и малини. В матрике они имеют стандартную последовательность: сначала идут гласные санскрита, потом — согласные. В малини гласные и согласные смешаны.
Как система непрерывной передачи традиция Трики не сохранилась по многим причинам, одна из которых — оккупация мусульманами Кашмира, в результате чего многие Гуру этой традиции мигрировали в другие части Индии, а учение растворилось в иных тантрических культах, например, в Кубджике и Шривидье. Многие тексты и практики Трики сейчас утеряны, но ее влияние до сих пор можно проследить во многих тантрических и даже йогических традициях.