Поиск
Контакты

Шарабха

Шарабха

Шарабха (Шалабха или Шалабхешвара)

Шарабха

  1. Согласно шиваитской традиции – одно из грозных воплощений Господа Шивы, явленного им для защиты и сохранения вселенной от впавшего в разрушительную ярость Нарасимхи. Считается, что после убийства асура Хираньякшипу, Нараимсха напился его крови, тем самым приобретя демонические качества своего убитого врага. После того, как Шива получил отказ от Нарасимхи остановиться от разрушения вселенной, Махешвара принял ужасный облик Шарабхи, превосходящий ростом и силой самого Нарасимху.

    В некоторых источниках говорится, что Нарасимха принял главенствующее положение Шивы и подчинился ему, в других, что Шива в форме Шарабхи отделил голову Нарасимхи от тела. В иконографии Шарабху принято изображать как некую смесь человека, животного и птицы, наделенного четырьмя руками с острыми когтями, восьмью ногами, острыми клыками и клювом хищной птицы, а также длинным хвостом и крыльями. Он наделен оглушающим криком, пронзающим вселенную и способностью истреблять асуров. Часто Шарабху отождествляют с другим тантрическим божеством — Акаша-Бхайравой, считается, что из его левого крыла появилась богиня Пратьянгира, как символ тёмной луны, а из правого Шулини-Дурга, как символ светлой луны.

Пратьянгира и Шулини-Дурга появляются из крыльев Шарабхи

Поклонение этой форме Махешвары особенно распространено в шактийской традиции Шри-Видья. Упоминание имени Шарабхи можно встретить в различных источниках, например о нём упоминается в «Риг-веде» (8-я мандала), «Атхарва-веде» (9-я канда), в «Шатапатха Брахмане» (1-я канда), в Махабхарате, конкретно в «Ади парве», «Дрона парве», «Удьога-парве», «Шанти парве» и «Вана парве».

Paayaanno Deva: «Sarabasthva Payaath
Sathaarirogath Vipinorakaapyam
Vaiswanaro Kugari Ritchakebya:
Prethebyo Bhoothebyo Rusha: Krudanthan»
(Atharva Veda)

Он встречается также в «Рамаяне» в «Юдхаканде» и множестве пуран, таких как «Падма-пурана», «Харивамша-пурана», «Сканда-пурана», «Матсья-пурана», «Шримадбхагават-пурана», «Шива-пурана» (в двития канде), а также в тантрах «Махакала-самхита» (Гухьякали-канда), «Уддамарешвара-тантра» (105-я шлока) и др.

К примеру, мудрец Веда Вьяса в Линга Пуране (96 глава) говорит, что те, кто поклоняются Шри Шарабешваре, избавляются от всех несчастий, печали, вызванных плохими снами, хроническими заболеваниями, ядовитыми укусами, помимо великих бедствий вызванных наводнениями, землетрясением, циклоном, громом, молнией:

सर्वविघ्नप्रशमनं सर्वव्याधिविनाशनम्।। ९६.११८ ।।
अपमृत्युप्रशमनं महाशांतिकरं शुभम्।।
अरिचक्रप्रशमनं सर्वाधिप्रविनाशनम्।। ९६.११९ ।।
ततो दुःस्वप्नशमनं सर्वभूतनिवारणम्।।
विषग्रहक्षयकरं पुत्रपौत्रादिवर्धनम्।। ९६.१२० ।।

sarvavighnapraśamanaṃ sarvavyādhivināśanam।। 96.118 ।।
apamṛtyupraśamanaṃ mahāśāṃtikaraṃ śubham।।
aricakrapraśamanaṃ sarvādhipravināśanam।। 96.119 ।।
tato duḥsvapnaśamanaṃ sarvabhūtanivāraṇam।।
viṣagrahakṣayakaraṃ putrapautrādivardhanam।। 96.120 ।।
Linga Purana, 96

  1. В индийской мифологии фантастическое восьминогое животное, напоминающее дикого оленя, по легендам живущее где-то в Гималаях. По мнению средневекового ученого Аль-Бируни, местом обитания Шарабхи являются степи Кункана, т.е. западное побережье Декана. В своих записках он описывает его как «чудное создание на четырех ногах, на спине которого находятся еще четыре конечности, растущие вверх. У него маленький хобот и два больших рога, которыми оно может ударить слона и разорвать пополам. Оно по внешности похоже на буйвола, но крупнее, чем носорог.»

Поделиться ссылкой: