Поиск
Контакты

Шабар Тантра

Шабар-тантра — это достаточно обширный раздел индийской тантры, в котором используются преимущественно шабар-мантры в сочетании с определенными предписаниями. В Индии шабар-тантра широко известна в народе, среди разных тантриков и садху, и многие индусы склонны определять шабар-тантру как обычный магизм или абхичару, то есть действия, направленные на реализацию бытовых и мирских целей, шаткарм и пр., хотя первоначально она была создана Натха-йогинами с духовными целями и ориентирована на бхакти и мукти.

Такой большой народной популярностью шабар-тантра обязана своей внешней простотой, которая не идет ни в какое сравнение с другими тантрическими культами (Шри Видья, Кали Видья и т.д.), а тем более со сложными ведическими ритуалами. Главное отличие шабар-мантр от ведических, пуранических и тантрических в том, что шабар-мантры составлены на смешанном языке (сандха-бхаша) — смеси санскрита, хинди и других индийских языков. Там фактически отсутствуют правила грамматики, часто мантры составлены на местных диалектах — все это сделало шабар-тантру доступной для большинства людей, которым не требовалось учить санскрит и правила его произнесения, они легко понимали смысл мантры на родном языке. Правила применения шабар-мантр также не отличались сложностью, на них не требовалось так много времени и сил, как на реализацию тантрических мантр. При этом шабар-мантры обладали большой силой. Поэтому многие тантрики стали встраивать эти мантры в свою садхану, их взяли на вооружение агхори и нага-баба.

Чтобы понять в полной мере, как и за счет чего работают шабар-мантры, с чем связана их эффективность и простота в ритуалах, лучше всего обратиться к истокам — Традиции Натхов. Натха-йогины до сих пор активно используют шабар-мантры в своей ежедневной садхане, среди натховских текстов можно найти труды, посвященные этому: «Шабар-чинтамани», «Горакша-тантра», «Горакша-пурана», «Горакша-нирукта» и другие. Многие современные Гуру издают свои паддхати с шабар-мантрами.

Согласно воззрениям натхов, шабар-мантры являются своеобразным экстрактом, синтезом знания всех мантр — ведических, пуранических, тантрических. Смысл основных, самых значимых вещей, как правило, передается на санскрите, но широко используются и местные диалекты, хинди, урду. В такой мантре важен порядок слов, и общий смысл, обычно они составлены на языке образов и ассоциаций, что помогает практикующему глубже постичь тот или иной аспект реальности.

Особую роль в практике шабар-мантр отводят Гуру-таттве и чистоте, искренности садхака. В каждой мантре идет обращение к Гуру, к его силе и силе Традиции, к этому добавляется шакти и других Деват, к которым могут быть обращены мантры. Можно сказать, что основой эффективности шабар-мантры является воля или милость изначального Гуру — Шивы Адинатха (см. историю возникновения), и именно поэтому так важно отношение практикующего к своему Гуру, понимание Гуру-таттвы. И эта милость приводит к тому, что включаются и остальные силы — совокупная сила Традиции Натхов и Сиддхов, сила Деват и всех тех состояний, атрибутов, образов, что использованы в мантре. В шабар-тантре можно часто встретить слово «Адеш», которое как раз и означает Волю Шивы. Натховские учителя говорят, что биджа-мантрой (или мула-мантрой) всех шабар-мантр является мантра Горакшанатха, потому что это символ совершенного Гуру, а также — основная мантра Традиции натхов.

Что касается особенностей ритуалов, то они могут быть достаточно разные. Обычно в шабар-тантре не используются такие тантрические элементы, как винийога или ньясы, не выполняется пурашчарана, отсутствует обилие кармаканды (ритуалов). Но широко используются янтры, различные подготовительные мантры и практики, например, ракшака-мантры (защитные), шоддхака-мантры (очищающие), Горакша-кила (открывающая силу шабар-мантр) и другие. На первом месте стоят не технические детали выполнения, а состояние, в котором пребывает садхака. Очищение тела и сознания достигается посредством различных практик йоги, молитв и правильного образа жизни.

Практика шабар-мантр связана со свара-йогой, т.е дыханием. Эти мантры произносятся на выдохе, на одном потоке, который может даже напоминать гудение, что также имеет отношение к Наде (изначальному звуку). Мантра — это не только звук, но также сознание и энергия. Каждый язык имеет свои определенные стили мышления, каждая культура и народ — свою энергию и сознание, но все люди дышат, и именно от дыхания зависит многое, в том числе и то, как произносится мантра. Способ рецитации шабар-мантр в чем-то схож с произнесением молитв в исламе или христианстве, где верующий погружается в состояние той молитвы, которую произносит, во многом за счет способа рецитации.

Шабар-мантры еще известны как Ишвара-мантры, где слово Ишвара состоит из «И» + «Свара» («дыхание»), говорят, что это дыхание Бога Ишвары. Таким образом, дыхание здесь играет особую роль, и поэтому практику шабар-тантры часто предваряет пранаяма — она приводит дыхание и сознание в определенное состояние.