Поиск
Контакты

Ваджраяна

Ваджраяна («Алмазная колесница», «Колесница ваджра», «Ваджрный путь», «Колесница Тайной Мантры», Тантраяна) – тантрическое направление в буддизме, возникшее внутри традиции Махаяны около III-V века н.э. Санскритское слово «Ваджра» обозначает скипетр или алмаз, который символизирует неразрушимость и чистоту пробужденного состояния ума. Ваджраяна опирается на философские учения махаяны: теорию Татхагатагарбхи, йогачару и мадхъямаку (шуньявада), разработчиком которой считается легендарный маха-сиддха Нагарджуна. В традиции натхов он известен под именем Наганатх или Нагарджунанатх, так по одной из натховских легенд, он основал равал-пантх. Учение Нагарджуны ставило знак равенства между сансарой и нирваной, признавая их тождественность. Своеобразие ваджраяны связано с объединением Искусных Методов (упайя) с Высшим Знанием (праджня), то есть принципом объединения двух полярностей - женского и мужского начал. Основными методами трансформации обыденного сознания являются почитание духовного наставника, передающего посвящение (абхишека), визуализация йидамов, йогическая практика, основанная на работе с «тонким» телом (прана, нади, бинду). Также важным средством достижения освобождения является практика «тайной мантры», поэтому нередко ваджраяну называют «мантраяной». В тантраяне полная реализация достигается более быстрыми, но и опасными путями. В самой доктрине сказано, что при помощи её методов практикующий способен достигнуть просветления в течение одной жизни. Характерной чертой для ваджраяны, в отличие от других форм буддизма, является многоструктурный пантеон божеств, святых и различных классов существ. Ваджраяна распространена в Непале, Монголии, Японии (школа Сингон-сю), а в особенности широко распространилась в Тибете силами великого тантрического мастера Падмасамбхавы (Гуру Ринпоче) в VIII веке, где была принята в качестве основной государственной религии. Впоследствии в Тибете стали возникать отдельные школы ваджраяны, каждая из которых специализируется на определенных линиях передач, собственных йогических методах, а так же текстах («тантры»), освещающих практику и теорию.

Основные школы тибетской ваджраяны

Ньингма («древняя» или «школа старых переводов») – первая из школ, появившихся в Тибете при помощи Гуру Падмасамбхавы. В этой школе тантры делятся на 6 классов: три «внешние» тантры: крийя-тантра, йога-тантра, убхая-тантра и три «внутренние» тантры: маха-йога, ану-йога, ати-йога (дзогчен). Характерной особенностью является разделение на монашескую общину и общину йогинов-мирян. Божества-йидамы: Ваджракилая и Хаягрива, а главными охранителями учения выступают Экаджати, Рахула и Дордже Легпа. В ньингма мула-тантрой класса Махайога-тантры является «Гухьягарбха-тантра». В основном, на основе этой тантры в ньингма изучают практику тантры.

Кагью (Линия Четырёх передач ) ведет свою линию от махасиддхи Тилопы. Передача линии была принесена в Тибет Марпой Лоцавой («переводчиком»), учеником которого, в свою очередь, был великий сиддха-йогин Миларепа. Школа знаменита практиками «Шести Йог Наропы», а также учением Махамудры.

Сакья (Серая земля), основанная в 11 веке, принадлежит к школам новых переводов (сарма). Основателем школы является Кончок Джялпо, происходивший из княжеского рода Кхон. Большое значение в учении Сакья придаётся практикам промежуточного состояния (бардо). Главным йидамом школы является Хеваджра, а главным защитником учения – Четверорукий Махакала. Своими корнями линия восходит к махасиддху Вирупе, который в традиции натхов больше известен под именем Вирупакшанатх. Вирупакшанатх входит в список чаураси-сидхов (84-х натха-йогинов). Основными тантрами школ нового перевода (cарма) являются тантры циклов: Гухьясамаджа, Чакрасамвара, Хеваджра, Калачакра, Махамая, Чатурпитха.

Гелуг или кадам («добродетельная традиция») – одна из крупнейших школ в Тибете, основанная прославленным буддистским реформатором и учёным Цонгкхапой Лопзангом Тракпой в 14 веке. Большое значение в школе уделяется правилам строгой монашеской дисциплины и серьезной теоретической подготовке монахов, а также тщательному изучению сутры и тантры.

Важнейшими каноническими текстами для разных сект Ваджраяны считаются «Гухьясамаджа-тантра», «Хеваджра-тантра», «Ваджрабхайрава-тантра» и «Чакрасамвара-тантра».