Асуры
Асуры
असुर, asura
Асуры — могущественные существа, живущие в нижних мирах и противостоящие в многочисленных сражениях богам (дэвам), которые обитают в Сваргалоке, т.е. небесной обители. Учителем асуров является бог Шукрачарья, граха Венера.
По мнению лингвиста М.Майрхофера, слово «asura» происходит от санскритского «asu», что можно перевести как «жизненная сила» или «дыхание». Возможно, поэтому в Ведах можно встретить употребление этого слова по отношению к богам, например Агни, Индре, Варуне, Сурье и другим.
Шри Ауробиндо тоже соглашается с этой трактовкой, говоря о том, что понимание слова «a-sura» как «не-сияющий», «не-бог» является ложным.
Происхождение асуров
Согласно легенде, описанной в Ведах, матерью первых асуров (или дайтьев) была Дити, жена святого мудреца Кашьяпы. От другой его супруги, Адити, появились боги.
Первых асуров звали Хираньякашипу и Хираньякша. Они отличались огромной силой, но, поскольку были зачаты в неблагоприятный момент (по другой версии — из-за проклятия их матери Дити), имели демоническую природу. После совершения многочисленных злодеяний оба асура были убиты аватарами Вишну: Хираньякша был побежден Варахой, а Хираньякашипу — Нарасимхой.
Легенда о Пахтании Молочного океана
Одной из самых известных легенд, связанных с дэвами и асурами, является миф о пахтании Молочного океана. Для того, чтобы получить амриту, нектар бессмертия, боги и демоны заключили союз. Гора Мандара использовалась как мутовка, а Васуки стал вращающей ее веревкой. Дэвы тянули его за заднюю часть, асуры — за переднюю. Вишну в облике гигантской черепахи Курмы удерживал гору на плаву.
В ходе пахтания океана из него возникло много великих существ и объектов: Лакшми, Айравата, Кальпаврикша и др. Возник и яд Халахала, который мог уничтожить все мироздание. Из сострадания Шива выпил яд и навсегда задержал его в горле.
Наконец, была получена и амрита. Между дэвами и асурами разгорелась борьба за обладание ею. В конечном счете, Вишну принял форму очаровательной Мохини, и, пока асуры изумлялись ее красоте, она передала амриту дэвам, а те незамедлительно ее выпили.
Асуры как олицетворение невежества
В древних классических текстах асуры символизируют «внутренних врагов» человека: лень, гнев, ложь, похоть, жадность, гордыню и др. Демоны являются олицетворением невежества, страстей человека, которые ведут его к усиливающейся двойственности и страданиям.
Шри Ауробиндо в своем труде «Эссе о Гите» называет асуров детьми Тьмы и Разделения, а богов — Владыками Света, сынами бесконечности. Развитие раджасических качеств в человеке может привести к полному воплощению в нем асура.
«Люди асурического типа не знают, как правильно действовать или воздерживаться от действия, какие склонности в природе следует развивать, а какие сдерживать. Им несвойственно стремление к истине, к праведным деяниям, неведомо бескорыстное соблюдение обрядов и обычаев. Они воспринимают жизнь как грандиозную игру, в которой каждый стремится к самоутверждению; мир, в котором они живут, порожден Желанием, управляется им и подчиняется его закону — это мир, в котором правит Случай, мир, лишенный искренних отношений и кармических связей, мир без Бога, без правды и не основанный на Истине, <…> они всегда поклоняются Желанию и Эго. Занимая такую позицию в жизни, которая на самом деле является ложной, они губят свою душу и разум».
Вместе с тем Шри Ауробиндо утверждает, что поскольку и дэвы, и асуры являются частицами божественного, то все они могут обратиться к Высшему, выбрав путь развития, а не деградации.
Говоря об асурах и дэвах, Гуру Йоги Матсьендранатх Махарадж дает понять, что йогин — над относительными добром и злом. Он стремится стать единым с Высшей реальностью. Она внутри и асуров, и богов. Но не всем под силу сразу утвердиться в этой реальности. На пути есть масса препятствий. Постепенно преодолевая их, йогин все больше осознает запредельное, великую вездесущую пустоту.