Поиск
Контакты

Тара

tara.jpg

Тара, или Долма (санскр., тиб. «Спасительница») выступает как женщина-бодхисаттва в буддизме махаяны и как Йидам, Мать всех Будд, воплощение их недвойственной мудрости, а также деятельной любви и сочувствия в буддизме ваджраяны.

Наиболее распространенные формы Тары – мирные: Белая и Зеленая. Белая Тара выступает как Божество долгой жизни, в то время как Зеленая – защищает от «восьми великих страхов». Под ними подразумеваются внешние невзгоды и негативные эмоциональные состояния:

1.    опасность слона или неведения, глупости и недостатка осознанности;

2.    опасность льва или гордости и высокомерия;

3.    опасность огня или ненависти;

4.    опасность ядовитой змеи или зависти;

5.    опасность воров или ошибочных идей;

6.    опасность заточения в тюрьме или жадности;

7.    опасность воды или желаний и привязанности;

8.    опасность демонов или сомнений.

Существуют и полугневные формы Тары, такие как Васундари (Желтая Тара, «отвечающая» за материальные блага), а также гневные – Красная Тара (Курукулла) и Синяя Тара (Экаджати). Все проявления описаны в тексте «Гимн 21 Таре», составленном знаменитым индийским пандитом Дипанкарашриджняной (также известным как Атиша, 982 – 1054 гг.), который сам перевел этот текст на тибетский и способствовал его распространению. Считается, что Тара была основным медитативным божеством Атиши.

С появлением Тары связан целый ряд легенд. По одним версиям, она возникла из слезы бодхисаттвы Авалокитешвары, опечаленного невозможностью немедленно освободить всех живых существ от страданий сансары. По другим версиям, изначально Тара была принцессой, жившей миллиарды лет назад, в иную кальпу. Тогда ее звали Луна Изначального Осознания. Принцесса усердно практиковала дхарму, совершенствуя бодхичитту, мотивацию Бодхисаттвы. Однажды она посмотрела на то, в какой ситуации находятся стремящиеся к полному пробуждению, и поняла, что слишком мало людей достигли состояния Будды в качестве женщин. Поэтому девушка поклялась: «Я развила бодхичитту как женщина. На протяжении всех моих жизней на Пути я клянусь родиться женщиной, и в моей последней жизни, когда я достигну состояния Будды, я тоже буду женщиной».