Бодхисаттва Авалокитешвара
Авалокитешвара, или Ченрезиг (санскр., тиб. «Видящий Бог»), также Падмапани, – олицетворение великого сострадания всех Татхагат (Будд) и проявление их речи. Считается, что он полностью вырывает корни загрязнённости и страданий живых существ, одаряя самадхи чистоты. Из его слезы появилась Богиня Тара.
У Падмапани много форм. В Тибете наиболее чтимым образом является Ченрезиг Чакчжипа, или Шадакшара Локешвара. Его изображают четырёхруким, с телом белого цвета, сидящим на лунном диске, который поддерживают лепестки распустившегося лотоса. Он одет в прекрасные одежды и украшения самбхогакаи. С левого плеча свисает оленья шкура. В двух руках у груди – драгоценность, исполняющая желания, а в двух других руках – хрустальные чётки и лотос, символизирующий святую любовь и сострадание. Лотос также – символ семейства Падма, к которому принадлежит Бодхисаттва.
Именно Ченрезиг Чакчжипа выступает олицетворением мантры «ом мани падме хум», шесть слогов которой соответствуют шести мирам сансары. Считается, что начитывание этой мантры предотвращает перерождение в них.
Еще один популярный образ – тысячерукий Авалокитешвара с одиннадцатью лицами: Махакаруника, или Тудже Ченпо (санскр., тиб. «Великий Сострадающий»), Чжал Чучикпа.
Первого буддийского царя в Тибете, Сонгцена Гампо (617 – 698г), почитают как земное воплощение Авалокитешвары.