Поиск
Контакты

Манасадеви

Манасадеви

Манасадеви

मनसादेवी, manasādevī или मानसादेवी, mānasādevī

Манасадеви (или Мансадеви на хинди) — богиня змей.

Согласно Пуранам, Манасадеви – рожденная разумом дочь риши Кашьяпы как персонифицированное Божество мантр, являющихся лекарством от змеиного яда и защищающих от нападения змей; сестра Васуки.

Пураны повествуют о Богине как великой подвижнице, которая тысячу лет выполняла аскезы и поклонение Махадеву. Шива благословил ее великим знанием сиддха-йоги, передал ей Самаведу, а также практику почитания Кришны. Затем Богиня поклонялась Кришне в течение 3 юг, выполняя суровый тапас.

«Она прекрасная, мыслью порожденная (манаси) дочь Кашьяпы, И от того, что с умом играет та богиня, она — Манаса. Та богиня, черпающая радость в самой себе, преданная Вишну сиддха-йогини» (книга 9, 47:39-41)

«так как она была создана силою мысли и тапаса, она стала зваться Манаса» (книга 9, 48:13)

«Девибхагаватам пурана»

Манасадеви

По другим легендам, описанным в Мангалкавьях (Бенгалия), Манаса является дочерью Шивы, родившейся из Его семени, упавшего на цветок лотоса. Там же встречается описание, что Манаса остановила действие яда калакута, который Шива выпил во время пахтанья океана. 

В «Махабхарате» описывается история сарпасатры – великого сожжения нагов в жертвенном огне (см. Такшака), которое было прекращено по милости Манасадеви ее сыном Астикой. Поэтому Манасадеви почитается как защитница и повелительница змей.

Иконография

Манаса изображается сидящей на лотосе или стоящей на змее. Ее тело покрыто змеями, а над головой раскрыт капюшон семиглавой кобры. Иногда ее изображают с сыном Астикой на коленях.

В «Девибхагаватам пуране» (книга 9, 48:2-3) Нараяна так предписывает созерцать Богиню:

«Белую, точно [цветы] чампаки, убранную украшениями из драгоценных камней, облаченную в одежды, очищенные огнем, чьим священным шнуром является нага, обладающую великим знанием, первую средь великих джняни, Богиню, властвующую над сиддхами, которая сама является сиддхой, и дарующую сиддхи другим, я почитаю».

Но чаще Манасе поклоняются без изображения — ветке дерева, глиняному горшку или изображению глиняной змеи.

Почитание Манасадеви

Поклонение Манасе наиболее распространено в Бенгалии. В сезон дождей, когда змеи наиболее активны, повсеместно проводятся праздничные ритуалы в честь Богини. Манаса также является важным божеством плодородия, особенно среди низших каст, и ее благословения призываются во время брака или при бездетности.

МанасадевиВ Северной Бенгалии, среди раджбанши, Манаса (называемая также Бишохора, Бишохори или Падмавати) является одной из самых почитаемых богинь в каждом доме.

Храмы, посвященные Богине встречаются по всей Индии. Один из самых известных храмов, также являющийся шакти- или сиддха-питхом, расположен на вершине Билва Парват на холмах Шивалик, самой южной горной цепи Гималаев, в 3 км от Харидвара (штат Уттаракханд). Храм также известен как Билва-тиртх и является одним из панча-тиртхов (пяти мест паломничества) в Харидваре. Во внутреннем святилище храма есть два божества, одно с восемью руками, а другое с тремя головами и пятью руками. Другой известный шакти-питх – Мата Манса Мандир в штате Харьяна, недалеко от Чандигарха – согласно преданиям, сюда упала голова Деви Сати.

В «Шримад Бхагаватам Пуране» (47-48 главы) приводятся стотры, посвященные Манасадеви. Говорится, что тот, кто достиг успеха в почитании Деви, может легко выпить яд как нектар, а змеи становятся его украшениями.

Манасадеви дарует почитающему Ее устойчивость и одухотворенность ума, ум садхаки перестает быть мирским. Также эта Богиня может отождествляться с Кундалини-шакти.

Священными для почитания Деви являются дни сурья-санкранти (когда солнце меняет зодиакальный знак), 5 титхи (лунный день) особенно в кришна-пакшу (период убывающей луны) месяца Шравана (Наг-панчами)



Поделиться ссылкой: