Поиск
Контакты

Питха

Питха

पीठ (pīṭha)
«Cиденье, место, пьедестал».

I. Священное место, основание или пьедестал мурти божества.

II. Храм, ашрам или матх, основанный вокруг местопребывания божества или духовной личности.

III. Cвятилище, место почитания Шакти (шакти-питха).

Гуру Йоги Мастсьендранатх о понятии "питха" (форум):


В определенном смысле этот термин синонимичен आसन  āsana, оба могут переводиться как место, на котором или где сидишь. Также подходят такие значения как трон, место обитания. Иногда используют и другие синонимы, давайте разберем на примерах. Хатха-йога-прадипика неоднократно использует термин पीठ pīṭha для обозначения им асан хатха-йоги, вот один из примеров:

चतुरशीतिपीठेषु सिद्धमेव सदाभ्यसेत्।
द्वासप्ततिसहस्राणां नाडीनां मलशोधनम्॥३९॥

caturaśītipīṭheṣu siddhameva sadābhyaset|
dvāsaptatisahasrāṇāṁ nāḍīnāṁ malaśodhanam ||39|| (HYP 1-39)

«Из восьмидесяти четырех положений (पीठेषु pīṭheṣu) необходимо всегда практиковать [положение] сиддха (т.е. сиддхсану). Это очищает от загрязнений семьдесят две тысячи каналов»

Другой пример, когда многие тексты говорят, что существует такое же количество асан, сколько и форм жизни, и они называют число 84 сотен тысяч, все их знает только Шива. Т.е. каждое живое существо – это часть Шивы (шивамша). В тантризме часто тело практикующего рассматривается как храм, также трон, на котором или внутри которого (в зависимости от практик и традиций) находится Божество. Каждый из нас является копией вселенной, об этом хорошо изложено в Сиддха-сиддханта-паддхати, также подробно в книге Акшая Кумара Банерджи «Философия Горакшанатха». Так получается, что все святые места – это нечто, что есть в нас самих, и если мы посещаем внешние святые места, то это имеет ценность только тогда, когда мы священное раскрываем в себе.

Есть немало тантрических текстов, где одни восхваляют практику в священных местах, другие же, наоборот, осуждают. Понимать это надо просто, что любые места, то ли паломничества, то ли проживания, то ли ваше тело – это творение Майи, и Майя бывает двояка. Она может быть как «аварана-шакти», которая обуславливает наше сознание и душу, но может быть и «шуддха-майя», которая просветляет и освобождает нас. Традиционно посещение святых мест должно избавлять от «папа» несовершенных поступков и связанных с ними страданий, т.е. от обусловленности. В некоторых святых местах также благоприятно оставлять тело. Однако у этого всего много глубоких йогических значений, задача-то не просто оставить тело, а оставить тяжесть страданий, оставить свою обусловленность ограничениями формы. 

Могут быть разные виды практик, кто-то посещает святые места и практикует там, кто-то делает асана-пуджу, потом на ней сидит и практикует мантры, кто-то практикует асаны хатха-йоги. Но в любом случае, если вы, допустим, практикуете асаны хатха-йоги, вы должны их практику довести до того, чтобы исчезли все «блоки» или загрязнения в теле, чтобы вы забыли вообще о теле. То же самое обстоит и с мантрами, вы попадаете в более чистое пространство Божества, буддисты, возможно, сказали бы, что цель раскрыть просветленное состояние сознания. Есть также особая символика питхов, таких как удияна, джаландхара, камарупа и пурнагири, о такого рода вещах знать очень полезно. Есть понятие питхов как метафизической концепции. 

Мне нравится, как это объяснил один тантрик, Прем Кумар Шарма, с которым мне довелось встретиться и пообщаться, хотя это все есть в текстах. Он объяснил, как анахата-нада и бинду разворачиваются в солнечную, лунную и огненную бинду, образуя треугольник. Далее, треугольник – это и есть питха, а также, в зависимости от того как он меняет конфигурацию, адхо-мукха или урдхва-мукха, он становится йони или лингой. Хотя это одна таттва (сущность) по сути, но в зависимости от направленности она меняет свои характеристики. Потом при их единстве линга и йони образуют шестиугольник, проявляют еще шесть треугольников. Это может быть и символика шести чакр, особенно это детально объяснено в Кубджика-тантрах, более глубоко это знание развито в неварском тантризме. 

Гуруджи Шри Рамешчандра очень хорошо в свое время объяснил эту шаткону, что она как символ правритти (творения) и также направленности на магические, социальные задачи, также и освобождение (мукти). Слияние энергии и сознания (Шивы и Шакти) порождает как творение, так и освобождение от всего иллюзорного, связанного с формой. Таким образом, соединение Шивы и Шакти, порождающее анахату – источник всех совершенств, как внешних (т.е. «магических»), так и связанных с нивритти или мокшей. Анахата есть сила свободы айшварья, или же сватантрия, она – процесс творения и процесс поглощения. Все мантры исходят из анахаты и все в нее возвращаются.


Поделиться ссылкой: