Махадева
Махадева
महादेव, mahādeva
В переводе с санскрита – «Великий Бог». Один из главных эпитетов Шивы, указывающих на то, что Он является воплощением Парамешвары, трансцендентной Высшей реальности. Махадева – тот, кого почитают даже боги, в том числе Брахма и Вишну.
В ведических текстах можно встретить, что эпитет Махадева применяется к Рудре. Например, на это указывает Панини в грамматике «Аштадхьяи». В Шатапатха-брахмане Махадевом уже называют Шиву. В этом нет противоречия, т.к. Рудра – это форма Шивы. По этой же причине в текстах Традиции Натхов можно встретить употребление эпитета Махадева по отношению к Горакшанатху.
Классические тексты указывают на то, как следует изображать Махадева. В Вишнудхармоттара Пуране описывается, что у Него 5 ликов: Садьоджата (западный), Вамадева (северный), Агхора (южный), Татпуруша (восточный) и Ишана (обращенный вверх). Они должны быть безмятежными, за исключением лика, обращенного на юг. Этот образ – свирепый и украшенный гирляндой из черепов. Священной нитью Махадева является змея. У Господа десять рук. Его правые руки держат четки, трезубец, стрелу, жезл и лотос. В его левых руках – плод, лук, зеркало, кувшин для воды и сверток. В других текстах, например в Шилпа Каранагаме, можно встретить описание Рудры с четырьмя руками, в двух из которых он держит четки и кувшин с водой, а другие две сложены в мудры благословения и защиты. Махадев облачен в тигровую шкуру. Его спутанные волосы украшены полумесяцем. Ваханой (ездовым животным) Господа является бык.