Поиск
Контакты

Бхайрава-мудра

Бхайрава-мудра

भैरवमुद्रा, bhairavamudrā

Руки сложены у основания живота ладонями вверх: тыльная сторона правой руки на левой ладони.

Бхайрава-мудра

Обычно Бхайрава ассоциируется со своей Бхайрави, и часто – в соитии с ней. Отсюда такое положение рук, повторяющее его объятия.

Сиддхи-Лакшми и Махакала (Непал)

Как и многие другие техники, Бхайрава-мудра могла прийти в хатха-йогу из тантры.

Вариант Бхайрава-мудры – Бхайрави-мудра (руки меняются местами, левая оказывается сверху) – хороша для сиддхасаны (для разных созерцательных асан желательны разные положения рук). В текстах говорится, что сиддхасана помогает в брахмачарье, – направляет прану в сушумну – а Бхайрави-мудра сублимирует сексуальную энергию, пробуждает ее в новом качестве, как восходящую Кундалини. Именно через Бхайрави возможно стать урдхварета. Считается, что если происходит падение бинду, то обратно оно поднимается вверх через «йони-мудру» (иногда называемую «шанмукхи-»). При этом нужно понимать, что мудра – это не обязательно только положение рук. Мудрой называют и Шакти, Кундалини (а значит, и Бхайрави). Если она почитаема, то она сама по себе возвышает сознание практикующего, и через это он становится урдхварета.

В Кашмирском шиваизме Бхайрави-мудра вместе с каранкини-, кродхини-, лелихана- и кхечари- образуют единую систему мудр, в основе которой лежит кхечари- (остальные, фактически, – это ее аспекты). В «Тантралоке» о них говорится в 32 ахнике (5–6), где эти мудры и ряд других описаны как проявления кхечари-мудры. И в целом мудры охарактеризованы как принцип प्रतिबिम्बोदयो pratibimbodayo, как отражение божественного осознавания между субъектом и объектом(-ами). Практика этих пяти мудр упомянута в знаменитой «Виджнянабхайрава-тантре» (дхарана 54) и ряде других текстов, таких как «Махартха-манджари». Натхи «Махартха-манджари» приписывают Горакшанатху, так как текст идентифицирует автора текста Махешварананду и Горакшанатха. Также эти мудры связаны с прохождением Кунадлини-шакти через ее пробуждение посредством ритуальных сексуальных практик, через пять центров в микрокосме практикующего, начиная от канды в нижней части тела и заканчивая бхрумадхьей. При восхождении Кундалини эти мудры идут в следующем порядке: каранкини-, кродхини-, бхайрави-, лелихана- и в бхрумадхье – кхечари-. Эта практика может включать в себя как внутреннее, так и объектное осознавание. Также различные тексты говорят о том, что эти мудры раскрывают разные совершенства. «Каранкини» переводится как «каркас», одноименная мудра дает познание внешней формы как очень условной, потому что за ней находится божественная мерность. Такой опыт называется «джняна-сиддхи». «Кродхини» означает разрушительные качества Бхайравы или Бхайрави, когда таттва Божества, представленная в виде поедающего огня мантры, поглощает основные элементы творения. Бхайрави-мудра указывает на единство внешнего и внутреннего пространств, чувство их союза, что является аналогом тантрической Шамбхави-мудры, описанной в многочисленных тантрах и таких текстах Горакшанатха, как «Аманаска-йога», как «немигающий взгляд, направленный вовне» (с одновременным внутренним осознаванием). Бхайрави-мудра дарует мелапа-сиддхи – реализацию союза сознания и внешнего пространства, также Бхайравы и Йогини. Лелихана-мудра, символизирующая поглощение нектара, «куламриты», дарует шакта-сиддхи, она, фактически, – «усиленная» форма Бхайрави-мудры. И кхечари-мудра дарует состояние погружения в вездесущее пространство умиротворения, что раскрывает Шамбхава-сиддхи.

Со списком основных мудр можно ознакомиться тут.



Поделиться ссылкой: