Сиддхасана
Сиддхасана
सिद्धासन, siddhāsana
«совершенная поза» или «поза сиддха»,
सिद्ध, siddha — «совершенный», «завершенный», «достигший совершенства»
Многие классические тексты утверждают, что сиддхасана является лучшей из асан.
Например, в «Хатха-йоге прадипике» сказано:
यमेष्विव मिताहारमहिंसा नियमेष्विव ।
मुख्यं सर्वासनेष्वेकं सिद्धाः सिद्धासनं विदुः ॥ ४०॥
yameṣviva mitāhāramahiṃsā niyameṣviva |
mukhyaṃ sarvāsaneṣvekaṃ siddhāḥ siddhāsanaṃ viduḥ || 40||
1.40. Как умеренность в пище (митахара) — главная среди ям, а ахимса — главная среди ниям, так и главной среди всех асан, как знают сиддхи, является сиддхасана.
Выполнение этой асаны в этом же тексте описано следующим образом:
योनि-स्थानकमङ्घ्रि-मूल-घटितं कृत्वा दृढं विन्यसेत्
मेण्ढ्रे पादमथैकमेव हृदये कृत्वा हनुं सुस्थिरम् ।
स्थाणुः संयमितेन्द्रियोऽचल-दृशा पश्येद्भ्रुवोरन्तरं
ह्येतन्मोक्ष-कपाट-भेद-जनकं सिद्धासनं प्रोच्यते ॥ ३७॥
yoni-sthānakamaṅghri-mūla-ghaṭitaṃ kṛtvā dṛḍhaṃ vinyaset
meṇḍhre pādamathaikameva hṛdaye kṛtvā hanuṃ susthiram |
sthāṇuḥ saṃyamitendriyo’cala-dṛśā paśyedbhruvorantaraṃ
hyetanmokṣa-kapāṭa-bheda-janakaṃ siddhāsanaṃ procyate || 37||
1.37. Плотно прижимая [одну] стопу к йони (промежности), закрывая [пяткой] муладхару, [вторую] стопу следует разместить выше, над половым органом. Опустив и зафиксировав подбородок на груди, пребывая в неподвижности, сдерживая органы чувств и остановив взгляд, следует созерцать [внутренним взором точку] между бровями. Эта [практика] непременно откроет дверь к мокше. [Ее] называют сиддхасаной.
Сиддхасана оказывает воздействие на сушумну и направляет туда прану, что создает условия для качественного пребывания в дхьяне. Кроме того, считается, что это положение тела очищает от загрязнений 72 000 нади.
Согласно мировоззрению Натха-йогинов, Шакти творит тела, а локализованная в них душа является Шивой. Сиддхасана, как архетип, представляет собой тело сиддха, достигшего гармонии между духом и материей, победы над временем, потому и считается основной асаной.