Кашмирский шиваизм
Кашмирский шиваизм
Другие названия — кашмира-сампрадайя, трика-шасана, пратьябхиджня-даршана, тантрический шиваизм.В современном своем виде восходит ко временам Васугупты (IX век), вновь возродившего пришедшую в упадок древнюю традицию. После мусульманского завоевания Кашмира, кашмирский шиваизм пришел в упадок и перестал быть широко распространенным.
Часть ответвлений кашмирского шиваизма (особенно школы Кула и Крама) по характеру практики являются больше шактистскими, нежели шиваитскими, и сильно связаны с тантрическим шактизмом школы каула. Фактически, многие кашмирские шиваиты являются одновременно и шиваитами и шактистами. Высшая Реальность (Шива) кашмирскими шиваитами понимается как одновременно трансцендентная и имманентная. Одни кашмирские шиваиты заняты больше достижением трансцендентного состояния сознания Шивы, нежели практикой преданного служения Личностному Богу. Другие, шактистски ориентированные кашмирские шиваиты, напротив, больше внимания уделяют преданному почитанию Шивы и Шакти, а также совершению тантрических ритуалов, включая практики «тантры левой руки».
Понимание цели и методы садханы
Садхана должна вести к поглощению объектов (мира) в субъекте (Самости), до тех пор, пока не будет осознан факт уже существующего полного единства Шивы, мира и души. Душа должна немедленно осознать, что она в своей сущности есть ни что иное, как Сам Шива, а мир — внешнее выражение осознания собственного «Я». Просветление надо не «достигать», а скорее «раскрывать», «обнаружить» его в процессе молниеносного освобождения, что известно как пратьябхиджня. Практическому осуществлению пратьябхиджни способствуют четыре взаимосвязанных упаи, или метода Самореализации: анава-упая (анавопайя), шакта-упая (шактопайя), шамбхава-упая (шамбхавопайя) и анупайя. Кашмирский шиваизм опирается в основном на три группы священных писаний: Агама-шастры (шиваитские и шактийские Агамы, Тантры и «Шива-сутра»), Спанда-шастры и Пратьябхиджня-шастры и др.). Кашмирские учителя всегда славились своей ученостью. Ими написано множество важнейших трактатов по тантре и шиваизму: «Тантралока» и «Тантрасара» Абхинавагупты, «Махартха-манджари» Махешварананды, комментарии Кшемараджи к «Шива-сутре» и другим текстам.