Нитьядеви
Титхи-Нитьядеви являются олицетворением 15 кала луны, каждой из которых соответствует одна из 15 пар лунных суток, одна из 15 гласных санскрита начиная с a (अ), и один из 15 слогов Панчадаши-мантры.
Трансцендентной 16-ой кала, пронизывающей все остальные, соответствует скрытая Шодаши-биджа śrīṁ, последняя из санскритских гласных – aḥ (अः) и Маханитья (Лалитамбика, Махакамешвари).
Нитьядеви не могут существовать без Лалитамбики, как 15 кала – без 16-ой, а без них не могут сменяться дни, недели, месяцы, годы и т.д., т.е. не может проявляться само время – определяющий фактор пяти Ее действий: созидание, поддержание, разрушение, сокрытие и милость, или сострадание («Лалита-сахасранама» 264–274). Лалитамбика незримо присутствует в Нитьядеви подобно тому, как Брахман присутствует во всех живых существах.
У всех Нитьядеви есть свои янтры, мантры, муламантры, аварана-пуджи и т.д. Ежедневная практика самаянов включает в себя поклонение всем Нитьядеви. Каулы почитают ту, что управляет текущими сутками.
В Шри Янтре Нитьядеви почитаются снаружи камакалы – самого внутреннего треугольника, который есть источник всех проявлений, сама Лалита Трипура Сундари («Лалита-сахасранама», 322, kāmakalā rūpā).
Обычно на растущей луне, т.е. в течение светлой половины лунного месяца (śuklapakṣa), они почитаются от 1-й до 15-й (против часовой стрелки, см. рис.), а на убывающей луне, в темную половину лунного месяца (kṛṣṇapakṣa) – от 15-ой до 1-ой (по часовой стрелке). Однако разные школы и разные Гуру могут давать свои рекомендации.
Три из 15 Нитьядеви – Камешвари, Ваджрешвари (Махавидья), Бхагамалини – представляют углы камакалы и охраняют его стороны (уже в качестве богинь, персонифицирующих гуны). В процессе Нававарана-пуджи они почитаются дважды: первый раз – как Нитьядеви, второй – как Аварана-деви в восьмой аваране Шри Янтры.
Маханитьядеви почитают в центре Шри Янтры – бинду, – что отражает единство Шивы и Шакти (бинду считается местом Шивы), а также то, что проявление Вселенной начинается с висарги («двоеточие» в अः).
Почитать Ее следует с Шодаши-мантрой для тех, кто инициирован в Шодаши. Тексты говорят, что если используется Панчадаши-мантра, то она должна быть заключена (sampuṭīkaraṇa) между двумя aḥ (अः).
В форме 16-слоговой Шодаши-мантры Лалитамбика пребывает каждое новолуние. Медитация на Нее с этой мантрой во время saṁkrama – точного соединения луны с солнцем, длящегося несколько драгоценных минут, – быстро приводит к нисхождению милости (шактипата) и последующего освобождения.
Между Богиней как тончайшей формой Кундалини и фазами луны существует прямая связь. (Концепция лунных кала лежит в основе Шри Видьи) В новолуние Она находится в муладхаре, а в полнолуние поднимается к сахасраре, где соединяется с Шивой.
Есть мнение, что Они вступают в союз и в новолуние – в т.н. кула-сахасраре, темной области под муладхарой. Объяснить это можно тем, что Шива и Шакти в абсолютном смысле взаимозависимы: Шакти не может функционировать без Шивы, а Шива без Шакти. Находится ли Шакти в муладхаре, в сахасраре или в любом другом месте – они не могут пребывать раздельно. Практика Шри Видьи не имеет смысла без понимания этого основного принципа.
1. Kameshvari Nitya |
2. Bhagamalini Nitya |
3. Nityaklinna Nitya |
4. Bherunda Nitya |
5. Vahnivasini Nitya |
6. Mahavajreshvari Nitya |
7. Shivaduti Nitya |
8. Tvarita Nitya |
9. Kulasundari Nitya |
10. Nitya Nitya |
11. Nilapataka Nitya |
12. Vijaya Nitya |
13. Sarvamangala Nitya |
14. Jvalamalini Nitya |
15. Chitra Nitya |
Список 15 Нитьядеви и гласных санскрита
-
aṁ - Kāmeśvari
-
āṁ - Bhagamālini
-
iṁ - Nityaklinnā
-
īṁ - Bherunḍā
-
uṁ -Vahnivāsini
-
ūṁ - Mahāvajreśvarī
-
ṛṁ - Śivadūtī
-
ṝṁ - Tvaritā
-
luṁ - Kulasundarī
-
ḹṁ - Nityā
-
eṁ - Nīlapatākā
-
aiṁ - Vijayā
-
oṁ - Sarvamaṅgalā
-
auṁ - Jvālāmālinī
-
aṁ - Citrā
Tripura Sundari