Направления Шри Видьи
Существует 12 основных направлений Шри Видьи, которые берут начало от разных Гуру, Риши и непосредственно от самих Божеств, таких как Ману, Чандра, Кубера, Лопамудра, Манматха, Агастья, Нандиша, Сурья, Вишну, Сканда, Шива и Дурваса.
Также к Шри Видье относятся сампрадаи, идущие от Дакшинамурти, Хайягривы, Анандабхайравы, Даттатреи, Парашурамы.
Каждый из этих Гуру основал собственную школу со своими акцентами и тонкостями в почитании Шри Чакры и Лалиты Трипурасундари.
Кади, Хади и Сади видья
Существует мнение, что первая группа (вагбхава-кута) букв в панчадаши-мантре (ka-e-ī-la-hrīṁ) – «кади-видья», поскольку она начинается с ka, вторая группа (кама-раджа-кута) – «хади-видья» (ha-sa-ka-ha-la-hrīṁ), и третья группа (шакти-кута) – «сади-видья» (sa-ka-la-hrīṁ). Соответственно, образовалось три направления, связанные с порядком чтения панчадаши-мантры: начиная панчадаши-мантру с первой (Кади), второй (Хади) или третьей куты (Сади). Иногда эти направления также называют Кали-крама, Сундари-крама и Тара-крама.
Из этих трех два направления наиболее распространены: линия, начатая полубогом Манматхой (также называемым Камараджа, отсюда и название школы – «Камараджа-видья», «Мадхумати-мата» или «Кади-мата») и продолженная мудрецом Агастьей и линия, основанная женой Агастьи, Лопамудрой (названная «Хади-мата»). «Кади-мата» считается не только более ранней, но и более важной, чем «Хади-мата». Среди известных учителей этой школы – Парама-Шива, Дурваса, Хайягрива и Агастья. Этому направлению принадлежат такие тантрические тексты как «Вамакешвара-Тантра», «Тантра-раджа-тантра», «Йогини-хридая», «Трипурарнава», «Парананда-Тантра», «Сваччханда-тантра», «Лалита-тришати», «Трипура-рахасья» и «Шакти-самгама-тантра». «Вамакешвара-тантра» не сохранилась полностью, но осталась ее важная часть, «Нитьешодашикарнава», к которой написал комментарии известный популяризатор Шрикулы – Бхаскарарая.
В этих трех школах существуют также различия в части порядка почитания божеств в сандхьи. В «Кади» Камакала-Кали почитается утром, Бхуванешвари – днем, Чамунда – вечером, Самая-Кубджика – ночью и Кади-Панчадаши – в полночь. В линии «Хади» божества, которым поклоняются в вышеупомянутые пять промежутков времени, соответственно: Адья-Кали, Тара, Чхиннамаста, Багала и Хади-Панчадаши. Это почитание не рекомендуется для домохозяинов. В линии «Сади» божества, которым поклоняются в сандхьи, следующие: Дакшинакали, Тара, Бала, Джняна Сарасвати, и Сади-панчадаши. Школа «Кади», как говорят, является саттвической, «Хади» – раджасической и «Сади» – тамасической.
Классификация по методу почитания Шри Чакры
Школы Шри Видьи также можно разделить по способу почитания Шри Чакры:
-
Хайягрива-сампрадая, где поклонение проводится согласно «дакшиначаре», используется «Лалита-сахасранама», «Лалита-тришати» и предложение кумкума;
-
Анандабхайрава-сампрадая, где поклонение проводится согласно «вамачаре»;
-
Дакшинамурти-сампрадая, где поклонение проводится согласно «самаячаре».
Некоторые учителя считают, что третий метод более совершенный. В нем раскрытие (сришти-крама) проходит через девять чакр, от центральной точки до внешнего квадрата; сохранение (стхити-крама) простирается от внешнего квадрата до восьмилепесткового лотоса, от центральной точки до четырнадцатиугольной фигуры; и растворение (самхара-крама) – от внешнего квадрата до центральной точки. «Раскрытие» используется для утреннего поклонения, «сохранение» – для дневного и «растворение» – для поклонения в течение ночи. В дополнение к 9 чакрам, почитаются также три концентрических круга (три-вритта), между внешним квадратом и шестнадцатилепестковым лотосом. Эти детали присутствуют в конструкции Шри Чакры, принятой Анандабхайрава-сампрадаей, но поклонение ей не проводится. И в конструкции, принятой Хайягрива-сампрадаей, в целом отсутствуют эти детали.
Шрикула и Самая
Существует условное деление Шри Видьи на Шрикулу и Самая:
-
в Шрикуле используется ритуал 5М, Богиня почитается с призыванием ее в тело женщины, которая служит мистическим партнером для садхаки. Шрикулу также называют Каулачарой (Каула).
- в Самае, как правило, все рассматривается как внутренний йогический процесс (антар-ягья, манаса-пуджа).
Однако такое деление Шри Видьи, восходящее к двум Гуру, Бхаскарарае (Шрикула) и Лакшмидхаре (Самая), кажется раздельным только на уровне научных книг и условных обозначений традиций. Учитывая, что сам каулический ритуал делается втайне от непосвященных, то такого рода ритуалы могут также тайно совершать и самаины. Кроме того, учитывая, что каула-садхана не ограничена только ритуалами, она внешне может выглядеть как самаинская и даже как отсутствие какой-либо практики, можно прийти к выводу, что для продвинутого садхаки, находящегося в дивья-бхаве, такие деления условны. Но изучение различий в Шри Янтре, методах поклонения, связанные с Кулой и Самаей, для начинающих практикующих могут быть полезны.