Матанги
Матанги (или Шьяма – «Темная»), одна из десяти Махавидий, в буквальном переводе означает «опьяненная страстью». Также «мата» можно перевести как «мышление, ум» или «знание», а «матанги» как выражение этого мыслительного процесса. Поэтому Матанги понимается как проявление звука – она символизирует силу речи вайкхари, являясь тантрической формой богини Сарасвати, и также рассматривается как богиня знания (джняны).
Матанги изображается полногрудой шестнадцатилетней девушкой, восседающей на лотосе (или трупе). Цвет её кожи зеленый, у неё длинные черные волосы, а шея обвита гирляндой из цветов кадамбы. В своих четырех руках она держит меч и капалу, музыкальный инструмент вина, оставшейся рукой она делает жест благословения.
Существует множество легенд и мифов о происхождении богини, в одном из них говорится, что Матанги появилась из остатков пищи (уччхишта) Шивы и Парвати, поэтому ей принято поклонятся при помощи объедков в качестве подношений. Хорошо известна тесная связь богини с низко-кастовыми группами, к примеру, в Непале существует каста уборщиков, дворников и рыбаков под общим названием «матанги».
Другой миф повествует о том, что Матанги – это дочь Риши Матанга. Однажды он совершал тапасью для Деви, и она согласилась принять рождение на земле в качестве его дочери. Так Деви-шакти родилась у мудреца Матанга и его жены, и они назвали ее Лагхушьямой.
В Шривидье Матанги является Мантрини – министром Лалиты Трипурасундари – и изображается слева от нее. Она отождествляется с левой рукой Лалиты и с «левым» путем (вама-марга). В «Брахманда Пуране» сказано, что Лалита создала Матанги из своего сознания.
Матанги иногда называют Сумукхи, «мукха» – это рот, то, что связано с речью, а «су» означает совершенство, это имя означает «совершенство в речи». Это можно понимать и как, например, способности в поэзии, красноречии, также и в рецитации мантр. Матанги дарует мантра-сиддхи, силу подчинения (вашикарана), а также способность очаровывать (мохана). Это Богиня, которая помогает во всем нечистом раскрывать для себя ануграху, или прасада (милость, благодать), потому матанги – это название низших джати (каст). Низшие касты играют особенную роль в ритуалах вамачары. В людях можно заметить такую тенденцию, что с годами они обрастают манерностью, тенденциями жить «правильно», по шаблонам, что намертво убивает в человеке все творчество, без чего не остается места подлинной духовности. А Матанги – это символ нарушения всех законов и шаблонов, которые делают человека пашу, социальным зомби. Это та сила, которая дарует свободу (мукти).
Другая форма Богини – Уччхишта-Матанги. Слово «уччхишта» означает «то, что исходит из рта», может означать также объедки. Обычно человек сначала подносит пищу Божеству, а потом вкушает «объедки» пищи, принятой Божеством. Поднесение Божеству вкушенной человеком пищи почти всегда рассматривается как осквернение или оскорбление Божества. Однако если садхака сам Божество и есть, то здесь получается все наоборот: вкушенная им пища становится прасадом. Это также указывает на недвойственность, которая важна в садхане вамачары. Ведь Матанги – это также и Богиня вамачары.
Матанги отличается от всех основных тантрических Деват тем, что у нее нет стандартной биджевой системы. Если у Кали, Лалиты, Тары, Багаламукхи и других садхана начинается с повторения одной биджа-мантры и далее по нарастающей, то у Матанги идет сразу вся мантра. Системы мантр, подобные Матанги, наилучшим образом реализуются через вамачару. Матанги связана с манасом и лунной энергией, что подобно нектару, что несет вдохновение, питает творческие силы в человеке. Но творчество не бывает линейным, и чрезмерная «сухость» дисциплины балансируется именно всем тем, что «запрещено», «игнорируется», «вытесняется» и т.д. Уччишта-Матанги является инверсией того, что принято считать чистым и благопристойным. Так, для служения Матанги рекомендуется находиться в состоянии загрязнения, предлагая ей остатки пищи, а для женщин предписывается поклонение во время менструации.
Поклоняясь Матанги в форме Чандалини, садхака познает свои самые низменные животные тенденции, чтобы тем самым преодолеть силу двойственного сознания. Название «Чандалини» происходит от «чандала» (вне каст, неприкасаемые), по одной из легенд, Матанги родилась в семье чандалов. Чандалы считаются нечистыми, но в вамачаре есть такой принцип, что если в каула-ритуале Богиня почитается в женщине из низших слоев общества, то это как раз и есть наилучшая ситуация для вама-садханы.
Помимо имен Сумукхи, Уччхишта-Матанги, Уччхишта-Чандалини у этой Богини есть и другие: Лагхушьяма или Шьямала, Раджа-Матанги, Карна-Матанги, Чанда-Матанги, Вашья-Матанги, Матангешвари, Джьештха-Матанги, Сарикамба, Ратнамба, Вартали-Матанги. Кроме того, она отождествляется с Минакши, культ которой широко распространен на Юге Индии, а также с Богиней Шаварешварой, под покровительством которой находится лесное племя шаваров (шабаров).