Сваччханда
Сваччханда
स्वच्छन्द, svacchanda
Одно из имен Бхайравы, эпитет Шивы.
В переводе означает «независимый», «спонтанный», «действующий по своему желанию, согласно своей воле» (от sva «свой» и cchanda «воля, желание, удовольствие»). Также связано со словом svaccha – «чистый», «прозрачный»; некоторые тексты упоминают Сваччханду как «сияющего белым светом». Иногда Сваччханда Бхайрава может выступать как один из 64 Бхайрав (каждый из которых имеет спутницу – Йогини), однако чаще под этим именем подразумевается вездесущий и свободный Шива.
Как чистое сознание, обладающее свободной волей, Сваччханда Бхайрава упоминается в тантрах, особенно в Кашмирском Шиваизме, Шривидье.
«Девипанча-шатака» (текст Кали-крамы) описывает Махадева (Шиву) как того, кто полностью свободен:
Махадев — за пределами Шакти, высшее блаженство, свободный от качеств и опор, неизменный, высший, чистый, свободный от причины, присутствующий во всех вещах, за пределами пустотности, свободный от дефектов, вездесущий, свободный (сваччханда), полный нектара, необусловленный, присутствующий во всех живых существах.

Сваччханда Бхайраву обычно изображают как имеющего 5 голов и 18 рук. Пять голов представляют собой пять ликов Шивы – Ишана, Татпуруша, Садьоджата, Вамадева и Агхора. Считается, что все тантрические писания изошли из этих ртов – были поведаны самим Шивой в общении со своей Шакти (эти направления тантрического знания также называются амнаями).
Восемнадцать рук являются символами восемнадцати элементов, или таттв. Эти таттвы произошли от пяти великих сил Сваччханды следующим образом. Чит-шакти дает начало одному элементу, манас-таттве, элементу ума. Ананда-шакти вызывает появление двух элементов, буддхи и ахамкары. Иччха-шакти дает начало пяти элементам, которые являются пятью жизненными ветрами (вайю) тела. Это – прана, апана, самана, удана и вьяна. Джняна-шакти также вызывает появление пяти элементов, известных как джнянендрии (способности восприятия). Крийя-шакти дает начало пяти элементам действия – кармендриям. Так при помоших своих многообразных энергий Садашива проявляет все феномены бытия. В качестве консорта этой формы Шивы упоминается Агхорешвари, а его биджа-мантра – hūṃ.
Существует важный текст Кашмирского Шиваизма «Сваччханда-тантра» («Сваччхандабхайрава-тантра»), который содержит подробное описание ритуалов и мантр. Некоторыми учителями эта тантра считается одной из лучших мантра-шастр. В тексте встречаются практики, позволяющие обрести состояние Сваччханды, описывается само состояние. Там же упоминается сваччханда-йога – следование своей свободной воле в состоянии единения с Абсолютом.
В одном из ключевых текстов Шривидьи – «Нитьяшодашикарнаве» – также приводится описание йогина, достигшего состояния Сваччханды:«Выполнивший 3-х частную джапу становится подобным Сваччханда-[Бхайраве]. Он станет способным повелевать Брахмой, Вишну, Индрой, сиддхами, дайтьями, змеями, повергать в ужас, уничтожать, благословлять и проклинать. Он сокрушает гордость смерти и даже может опрокинуть горы».
«Йогин посредством сваччханда-йоги, следующий путем Собственной Воли (свеччхачары), соединенный с состоянием сваччханды, достигает подобия Сваччханда-Бхайравы» (7.260).
kartā hartā svayaṁ gauri loke ’pratihataprabhaḥ |
prasanno mudito dhīraḥ svacchandagatir īśvaraḥ || 5.17 ||
О Гаури, обладая неограниченной доблестью, [он становится] сам творцом и разрушителем мира. Радостный, блаженный, погруженный в себя, бродит по своей воле, как Ишвара.Из комментария Ṛjuvimarśinī на эту шлоку:
Как говорится в Агамах, «с помощью сваччханда-йоги йогин, движимый свободной волей, погруженный в состояние абсолютной свободы, достигает равенства со Сваччхандой». Таким образом, svacchandagati («тот, кто обрел свободное движение») – это тот, кто вступил на путь Шивы, этой высшей тайны, выходящей за пределы запретов и предписаний. Ишвара – это основа возникновения всей славы.
В традиции Кубджика Сваччханда Бхайраву почитают как самостоятельное божество, форму Шивы или Рудры. По своей природе это проявление Шивы рассматривается в традиции как форма, сочетающая в себе мягкие «саумья» (Садашива) и грозные «угра» (Махакала) проявления Шивы. В Непале неварские тантрики связывают его с Пашупати, рассматривая Пашупати как внешнее проявление более тонкого и скрытого Сваччханды. По этой причине они проводят некоторые свои ритуалы внутри известного храма Пашупатинатх.
Кроме того, Сваччханда Бхайрава играет еще одну очень важную роль – он является супругом Богини Кубджики. И в этом контексте ему поклоняются как Шикхасваччханда-бхайраве (शिखास्वच्छन्द). Его почитают в соединении с Богиней, когда ей поклоняются вместе с шестью ее спутницами (дути) и воплощениями шести частей ее мантры. Сваччханда принимает форму Шикхасваччханды, так как является не только супругом Богини, но также и ее шикхой (пучок волос на макушке). Шикха означает не только самую верхнюю часть Богини, но также это пламя Кундалини, которое выходит из брахмарандхры, пылая вверх, в трансцендентную Пустоту. Пучок волос особенно ассоциируется с южной Мантрапитхой, являющейся местонахождением священных писаний, к которым принадлежит Сваччханда.