Кармендрия
Кармендрия
कर्मेन्द्रिय, karmendriya
Данный термин состоит из двух слов: karma – «действие», indriya — «чувство, орган чувства, способность чувствовать». Таким образом, кармендрия – это орган действия или способность действия. Джива, воплощенная в теле, имеет пять кармендрий, пять способностей действовать, которые представлены определенными органами физического тела:
-
речевой аппарат (vāk) – активность в виде речи, языка
-
руки (pāṇi) – хватательная активность
-
ноги (pāda) – активность перемещения, движение
-
анус (pāyu) – выведение ненужных веществ из организма
-
гениталии (upastha) – половая активность, размножение
Как и джнянендрии (органы познания), кармендрии также можно соотнести с пятью танматрами и пятью элементами (маха-бхута):
-
речевой аппарат – со звуком (шабда) и элементом пространства (акаша);
-
руки – с прикосновением (спарша) и элементом воздуха (вайю);
-
ноги связаны с восприятием формы (рупа) и элементом огня (теджас);
-
выделительный орган – со вкусом (раса) и элементом воды (джала);
-
половые органы – с запахом (гандха) и элементом земли (притхви).
В йоге тело и психика человека воспринимается как целостная система, состоящая из физического, а также тонких тел. Связь органов восприятия и действия с главными энергетическими каналами (нади) в теле человека выглядит так: солнечный правый канал (пингала) отвечает за жизненную активность и работу кармендрий (органов действия), лунный канал (ида) отвечает за джнянендрии (органы восприятия). Различные второстепенные нади отвечают за работу конкретных органов чувств и действий, однако описания их взаимосвязи в разных источниках различается.
Жизнедеятельность человека, его осознанные и неосознанные действия связаны с движением пран в теле. Натховский текст "Йога-вишая" говорит о связи пран и органов действия:
Прана, апана, самана, удана и вьяна вместе с [пятью] силами действия составляют совокупность крийя-шакти. [13]
Когда йогин контролирует свои чувства и деятельность, его ум становится неподвижен, становится возможным контроль энергий в теле (пранаяма), беспокойства уходят и он глубже погружается в свою истинную природу.
Для умеренного в еде и воздержании, умеренного в действиях, умеренного в сне и бодрствовании йога становится уносящей страдания.
Бхагавадгита, 6.18
Деятельность человека – его мысли, желания, поступки – формируют его восприятие и карму. При помощи методов хатха-йоги, следования наставлениям Гуру с чистыми намерениями, человек имеет возможность постепенно очистить своё тело и сознание, разрушить негативную карму, и таким образом достичь освобождения.
Карма проявляется (реализуется) через кармендрии, и также человек набирает новую карму через них, поэтому нужно контролировать свои действия. Важна не только чистота восприятия, но также и чистота действий. У натхов и в тантре есть ежедневные мантры, которые очищают кармендрии. Например, мантра на ладони, мантра для справления нужды и другие.
Посредством органов познания (джнянендрии) мы воспринимаем мир, вбираем его в себя (процесс направлен внутрь), а с помощью органов действия (кармендрий) мы делаем что-то в мире, проявляем себя вовне (процесс направлен наружу). Йогическая практика ведет к пониманию этих процессов, к осознанному их осуществлению.