Джнянендрия
Джнянендрия
ज्ञानेन्द्रिय, jñānendriya
Термин состоит из двух слов: jñāna означает «знание» и indriya — «чувство, орган чувства, способность чувствовать». То есть это чувство, с помощью которого внутреннее «я» получает знания об окружающем мире.
Обычно термин «джнянендрия» используется во множественном числе и означает пять способностей восприятия или познания мира:
- слух (śravaṇa);
- осязание (sparśa);
- зрение (darśana);
- способность чувствовать вкус (rāsana);
- обоняние (ghrāṇa).
Эти пять чувств познания представлены определенными органами физического тела, при помощи которых они функционируют и контактируют с тем или иным классом объектов во внешнем мире:
- уши (śrotra);
- кожа (tvak);
- глаза (cakṣu);
- язык (jihvā);
- нос (nāsikā).
Все объекты мира, которые мы воспринимаем посредством джнянендрий, могут быть ими восприняты посредством танматр — тонких элементов, которые характеризуют общие свойства объектов. Эти танматры таковы:
- звук (śabda);
- прикосновение (sparśa);
- форма (rūpa);
- вкус (rāsa);
- запах (gandha).
Танматры, как и джнянендрии, связаны с махабхутами. Наша способность слышать и сам звук связан с элементом пространства (акаша), способность осязать и то, что мы осязаем кожей — с элементом воздуха (вайю), способность видеть и формы, которые мы видим глазами — с элементом огня (агни), чувствование вкуса и сам вкус — с элементом воды (джала), обоняние и запахи — с элементом земли (притхви).
Мы устроены так, что в нашей привычной жизни естественно ощущаем и постигаем этот мир исходя из чувственно воспринимаемых свойств объектов нашего опыта: звуки, запахи, формы, вкусы, тактильные ощущения. Таким образом, чувственный опыт является первичным источником нашего познания природы этого мира, который состоит из пяти элементов.
Джнянендрии вместе с органами действия — кармендриями — являются частью воспринимающей способности манаса. Манас получает информацию от органов чувств, обрабатывает и трактует ее, формирует представления об окружающем мире. Согласно представлениям системы Санкхья, органы познания и действия развились именно из манаса под влиянием саттва-гуны (или раджаса, согласно другому взгляду).
С одной стороны, из-за постоянной активности джнянендрий манас (ум) пребывает в беспокойстве, чувственный опыт порождает тысячи мыслей. Но, с другой стороны, именно манас помогает контролировать наши чувственные способности, в текстах его называют «владыкой чувств»:
indriyāṇāṃ mano nātho manonāthastu mārutaḥ ।
mārutasya layo nāthaḥ sa layo nādamāśritaḥ ॥ 29 ॥Манас — владыка чувств, дыхание (прана) — владыка ума,
над дыханием властвует лайя (растворение), эта лайя является основой нады.[Хатха-йога прадипика, 4.29.]
Для управления чувствами (индриями) в йоге существует много методов. В хатха-йоге контроль чувств достигается при помощи пранаямы: через дыхание мы воздействуем на прану, и поскольку прана и ум взаимосвязаны, то ум тоже приходит в равновесие — нам становится проще контролировать чувства. В практиках лайя-йоги предлагается погружать ум в звук (нада) или пустоту, в результате чего он растворяется и устраняется зависимость от чувственного восприятия:
makarandaṃ pibanbhṛṅgī gandhaṃ nāpekṣate yathā |
nādāsaktaṃ tathā cittaṃ viṣayānnahi kāṅkṣate || 90 ||
Как пчела, пьющая сладкий нектар, не беспокоится об аромате, так и ум,
поглощенный надой, не стремится к объектам чувств.
[Хатха-йога прадипика, 4.90 ]
«Виджняна Бхайрава тантра», «Бхагавадгита» советуют жертвовать ум вместе с чувствами и объектами чувств в огонь сознания (огонь пустоты). Это называется подлинной хомой (огненным жертвоприношением).
Понимание природы джнянендрий важно в йогической садхане, поскольку отвлечение индрий от их объектов восприятия является необходимым условием для достижения пратьяхары, предваряющей дхарану, дхьяну и более глубокие йогические состояния.
indriyārtharyadā mukto bāhyajñānaṃ na jāyate |
bāhyajñāne vinaṣṭe ca tataḥ sarvasamo bhavet || 35 ||Когда [йогин] освобожден от объектов органов чувств (индрияртха),
он не воспринимает внешнюю реальность.
Когда нет восприятия внешней реальности, он полностью умиротворен (сарвасама).[Аманаска-йога, 1.35]
ranaṣṭa-śvāsa-niśvāsaḥ pradhvasta-viṣaya-grahaḥ ।
niśceṣṭo nirvikāraśca layo jayati yoginām ॥ 31॥[Когда] остановлены вдох и выдох, прекращено восприятие объектов чувств,
[ум] обездвижен и непоколебим, [тогда] йогин достигает лайи.[Хатха-йога прадипика, 4.31]
Следует также отметить, что по мере реализации подлинного состояния йоги (и установления в нем) происходит трансформация — тело и его элементы, такие как индрии, манас, ахамкара, буддхи, одухотворяются, в них присутствует чистое сознание йогина, и чувства, эго и т.д., будучи активными, больше не тревожат читту, сознание.