Нади-шодхана
Нади-шодхана
नाडी-शोधन, nāḍī-śodhana
Буквально переводится как «очищение нади», каналов тонкого тела. Альтернативное название – нади-шуддхи (nāḍī-śuddhi).
Обычно под нади-шодханой подразумевают определенный вариант пранаямы – попеременное дыхание с задержкой на вдохе и иногда на выдохе. В йоге и в тантре это самый распространенный способ очистить каналы.
Простое попеременное дыхание – анулома-вилома – в основном воздействует на иду и пингалу, а в нади-шодхане добавляется кумбхака (поначалу на вдохе, а позже и на выдохе), которая «запирает» или «запечатывает» прану в теле, что дает ей возможность трансформироваться и направиться в центральный канал – сушумну.
Очищение сушумны означает свободное по ней прохождение Кундалини-шакти и ее слияние с Шивой, при их «встрече» порождается спанда и поток амриты. Можно сказать иначе: когда вы слышите (воспринимаете) вибрацию «нада», она пульсирует (спандана). Эта пульсация иногда порождает свет и, если вы растворяете себя, свое восприятие в этом опыте, то дыхание замолкает само по себе – наступает кевала-кумбхака.
В тантре часто встречаются интересные объяснения очищения нади, например, Камаланкар Мишра в одной из своих работ говорит, что прохождение Кундалини через сушумну – это и есть подлинная нади-шодхана. То есть когда Шакти проходит по сушумне и соединяется с Шивой в состоянии высшего блаженства – это и есть очищение нади.
Нади-шодхана упоминается в «Хатха-йога Прадипике» (Глава 2):
śuddhimeti yadā sarvaṁ nāḍīcakraṁ malākulam ।
tadaiva jāyate yogī prāṇasaṁgrahaṇe kṣamaḥ ॥ 5॥
Когда все нади и чакры, полные загрязнений, очищены, тогда йогин в состоянии контролировать прану (5)prāṇaṁ vediḍayā piben niyamitaṁ bhūyonyathā recayet
pītvā piṅgalayā samīraṇamatho baddhvā tyajedvāmayā ।
sūryācandramasoranena vidhinābhyāsaṁ sadā tanvatāṁśuddhā nāḍigaṇā bhavanti yamināṁ māsatrayādūrdhvataḥ ॥ 10॥
Пусть [йогин] вдыхает прану через левую ноздрю, и задержав [дыхание], выдыхает через другую ноздрю. Пусть вдыхает через правую ноздрю и, задержав воздух [внутри], затем выдыхает через левую [ноздрю]. Практикуя таким образом [дыхание] через Сурью и Чандру (правую и левую ноздри) поочередно и соблюдая предписания, [йогин] в течение трех месяцев очистит все нади. (10)
Тексты хатха-йоги дают разные рекомендации, когда и сколько раз в день делать эту пранаяму: одни говорят, что четыре, другие – три или два. Это связано с таким ключевым для хинду понятием, как «сандхья» – переходное время суток, когда они делают пуджу, молятся. Так как праняма – это важный элемент в пудже, а используют они в ней именно нади-шуддхи пранаяму, то вероятно оттуда и пришли разные рекомендации по частоте выполнения. Тантрики имеют четыре сандхьи, а некоторые даже и пять. Но чаще в индуизме популярны три сандхьи. Натхи в своих храмах, в основном, почитают Горакшанатха, Гуру (и, возможно, других божеств) два раза в день: на рассвете и закате, то есть когда ночь переходит в день и наоборот.
Рекомендации по выполнению
Все техники хатха-йоги должны вести практикующего к состоянию дхьяны, и с чистыми каналами вы можете свободно входить в это состояние. Энергетические каналы часто загрязняются зависанием в разных санскарах, васанах, мирских чувствах и эмоциях. Поэтому для очищения каналов следует не только выполнять пранаяму как дыхательную технику, но и стараться вместе с дыханием совершать дхьяну, а также корректировать свой образ жизни.
Важным моментом является регулярность практики. Если некоторые виды пранаям можно выполнять время от времени, то нади-шодхана становится эффективной только при регулярной ежедневной практике (3 месяца и более). Можно начать с 15-30 минут ежедневно, утром и вечером, постепенно увеличивая время. В зависимости от образа жизни садхака может тратить на пранаяму от 1-2 часов в день (социальные люди) и до 8 часов в день (садху, монахи).
В нади течет сознание, именно поэтому в текстах йоги говорится, что в пранаяме также важна и мантра, она очищает ман (ум). Есть несколько основных мантр, которые используются в пранаяме, одна из них это ОМ (Пранава). Или же это может быть мантра Ишта-деваты.
Техника выполнения
Практику следует начинать в максимально спокойном, уравновешенном состоянии.
Вдох можно начинать с левой ноздри или с той, которая лучше дышит в этот момент. Например, закрыв правую ноздрю, следует выполнить плавный вдох через левую. Затем задержать дыхание на некоторое время. После комфортной задержки, следует открыть правую ноздрю, закрыть левую, и плавно выдохнуть через правую. И далее в обратном порядке: вдох правой, задержка дыхания, выдох левой.
На первых порах нади-шодхану лучше выполнять в естественном ритме, то есть с произвольным вдохом, выдохом и кумбхакой, и стараться дышать как можно более спокойно, чтобы дыхание постепенно само замедлялось и ум успокаивался.
К пранаяме можно добавить мантру, то есть мысленно рецитировать ее на вдохе, задержке и выдохе. При достижении устойчивого спокойного состояния сознания нади-шодхану можно выполнять с определенными пропорциями и мантра может помочь отслеживать эти пропорции.
Стоит начать в пропорции 1:1:1 [вдох:задержка:выдох]. Через какое-то время (несколько недель) можно постепенно начинать менять пропорции, давая себе достаточно времени на освоение каждого варианта: 1:1:2, 1:2:2, 1:3:2. Когда дыхание станет совсем легким, можно переходить к пропорциям 1:4:2 и далее 1:4:2:2 (т.е. добавлять задержку на выдохе).
Не стоит форсировать события, стремясь быстрее перейти к более длительным задержкам или выдохам. Растягивание времени задержки или выдоха должно происходить очень постепенно (почти естественно) и не доставлять дискомфорта, дыхание не должно сбиваться. Переход от одной пропорции к другой может занимать несколько месяцев. Не случайно в текстах говорится, что обретение контроля над праной подобно подчинению дикого зверя:
yathā siṃho gajo vyāghro bhavedvaśyaḥ śanaiḥ śanaiḥ ।
tathaiva sevito vāyuranyathā hanti sādhakam ॥
Подобно тому, как постепенно приучаются львы, слоны и тигры, постепенно [достигается и] контроль дыхания. В противном случае [практика] может разрушить садхака.Хатха-йога прадипика 2.15
Дополнительные материалы
Нади-шодхана пранаяма (видео Гуруджи Матсьендранатха)