Дхьяна
Дхьяна
ध्यान, dhyāna
«восприятие», «внимание», «медитация», «сосредоточение», «созерцание»;
«непрерывное сосредоточение» или «погруженность в себя».
Существует множество видов дхьяны, которые описаны в текстах натхов: стхула-дхьяна, сукшма-дхьяна, джьоти-дхьяна и др.
При дхьяне происходит погружение в объект, при этом чувство эго утрачивается и доминирует восприятие объекта. Все практики дхьяны в той или иной степени подразумевают отождествление: например, стхула-дхьяна происходит на образ мурти, сукшма-дхьяна – на мантру Со Хам. Характерное отличие дхьяны у натхов от нее же у Патанджали состоит в том, что это происходит за счет работы с шакти. Огонь сознания поглощает (поедает) объекты дхьяны, а также все, с чем сознание соприкасается, и это может стать постоянной естественной практикой.
Дхьяна – это одна из форм упасаны, которая может быть дакшиначарской, вамачарской и йогической. Дакшиначарская – это карма-канда, которая очищает ум, вамачарская – в которой ум (Шива как сознание) поглощает элементы пуджи и все самое грубое, даже то, что рассматривается как негативное.