Поиск
Контакты

Кевала-кумбхака

Кевала-кумбхака

Кевала-кумбхака

Кевала-кумбхака (санскрит. केवलकुम्भक ) — разновидность спонтанной задержки дыхания, не привязанной ко вдоху или выдоху. «Кумбхака» означает задержка, «Кевала» — один, одинокий, полный. В отличие от других техник задержки, Кевала-кумбхака, по сути, задержкой не является — в этом состоянии возникает полный контроль праны, и необходимость во вдохах и выдохах отпадает. Это является целью всех практик пранаямы, ключом к мокше.

Кевала-кумбхака описана во многих авторитетных йогических текстах, в том числе в Хатха-Йога Прадипике, Глава 2, Шлоки 71-74:

(71) Говорят, что имеется три вида пранаямы: выдох (речака), вдох (пурака) и задержка (кумбхака). Кумбхака также имеет два типа: связанная кумбхака (сахита) и несвязанная кумбхака (кевала).

(72) Пока практикуется кевала кумбхака, сахита кумбхака не практикуется. Когда вы освобождены от вдоха/выдоха, тогда дыхание/прана задерживаются легко.

(73) Совершенство в изолированной задержке дыхания есть свобода от вдоха и выдоха. Пранаяма, о которой идет речь, есть воистину кевала кумбхака.

(74) Ничто не является недостижимым в трех планах существования для того, кто овладел кевала-кумбхакой и может выполнять задержку столь долго, сколько пожелает.

В «Йоги вилакшан-авадхут» сказано:

Кевала кумбхака является лучшим из всех вариантов Кумбхака-пранаямы. Она дарует счастье. Тот, кто соблюдает брахмачарью, фиксирует взгляд на кончике носа, повторяет биджу Сохам - Сохам вдоль канала позвоночника, доводит дыхание до верхней чакры, сахасрары, и концентрируется на абстрактной Атмарупе, становится освобожденным при жизни и в этом мире.

Такой механизм «энергетического дыхания» у обычного человека находится в спящем состоянии, но может быть пробужден практикой йоги. Дыхание останавливается автоматически, без усилий, и цель йоги достигается. Обычно это практикуется вместе с бандхами и медитацией.

Условиями к преуспеванию в кевала-кумбхаке указывается соблюдение ямы и ниямы, баланс пран в теле, способность сохранять дхарану.

Через практику Кевала-кумбхаки постепенно пробуждается Кундалини-шакти; если такая спонтанная и естественная кумбхака наступает, это означает, что прана вошла в канал сушумна.


Поделиться ссылкой: