Анда
Анда
अण्ड, aṇḍa
Анда переводится как «яйцо» или «семя», в священных писаниях индуизма выступает эпитетом Вселенной — Брахманды. В «Чандогья-упанишаде» (3.19) так объясняется творение мира из яйца:
1. Солнце – это Брахман, таково наставление. Вот его объяснение. Вначале этот [мир] был несуществующим. Он стал существующим. Он стал расти. Он превратился в яйцо. Оно лежало в течение года. Оно раскололось. Из двух половин скорлупы яйца одна была серебряной, другая – золотой.
2. Серебряная [половина] – эта земля, золотая – небо, внешняя оболочка – горы, внутренняя оболочка – облака и туман, сосуды – реки, жидкость в зародыше – океан.
3. И то, что родилось, это солнце.
В первой книге «Махабхараты» Сута, ученик Вьясы, сказал Муни в Наимишаранье о сотворении Вселенной:
В начале, в густой вселенской тьме появилось первое семя жизни (анда).
В «Матсья-пуране» сказано:
Золотое яйцеобразное анда возникает из семени Ишвары и достигает йони (пракрити), являющейся воплощением Нараяны, за период в тысячу лет. Далее творение предстает в виде неба и земли, и акаши посередине их.
Метафизика Кашмирского шиваизма
Кашмирский шиваизм рассматривает Вселенную как состоящую из четырех сфер (анда), каждая из которых включает ряд первичных субстанций (таттва). Четыре анды проявляются благодаря развертыванию божественных внутренних сил Шивы. За пределами всех анд находится шива-таттва, являющаяся основой и сущностной природой остальных таттв.
nija-śakti-vaibhava-bharād aṇḍa-catuṣṭayam idaṃ vibhāgena ।
śaktir māyā prakṛtiḥ pṛthvī ceti prabhāvitaṃ prabhuṇā
Переполненный великолепием и мощью [присущей Ему] Ниджа-шакти всемогущий Господь разделил это [мироздание] на четыре анды: шакти, майя, пракрити и притхви.[ Парамартхасара, 4]
Ради познания всей полноты своего потенциала Шива из состояния непроявленного Абсолюта (пустоты) начинает раскрываться вовне вплоть до формирования двойственной Вселенной — материального мира. Этот процесс можно описать следующими этапами:
-
Шакти-анда, именуемая «чистое творение». Божественная природа Шивы пока еще не застилается более грубыми проявлениями его творящей силы — Шакти. На данном этапе двойственность предстает лишь концептуально. Шакти здесь постепенно раскрывается от ананда-шакти (блаженство) к иччха-шакти (сила воли), джняна-шакти (сила знания) и крийя-шакти (сила действия), тем самым создавая основу для двойственного творения. Эта анда содержит все шуддха-таттвы (кроме первой, шива-таттвы): шакти-таттву, садашива-таттву, ишвара-таттву и шуддха-видья-таттву.
-
Майя-анда, здесь изначальная чистота божественной природы Шивы, существующей на этапе Шакти-анды, покрывается пятью ограничениями (канчука). Таким образом, бесконечная, вечная, самосовершенная, всезнающая и всемогущая природа Бога становится ограниченной в пространстве (нияти) и времени (кАла), обусловленной желаниями и привязанностями (рага), скованной в знании (видья) и силе действия (калА). Эта анда содержит семь таттв: от майя-таттвы до пуруша-таттвы.
-
Пракрити-анда характеризует мир, каким он воспринимается на уровне привычного нам сознания. Здесь уже проявлен Пуруша (отдельный субъект), включающий в себя: пракрити, буддхи (интеллект), ахамкара (эго), манас (чувственный ум), джнянендрии (пять органов чувств), кармендрии (пять органов действия), танматры (пять тонких элементов) и махабхуты (четыре физических элемента, исключая землю): акаша-таттву, вайю-таттву, теджас-таттву и джала-таттву.
-
Притхви анда — твердая материя, финал творения. В этой анде только одна таттва: притхви-таттва (земля, одна из пяти махабхут). Данная таттва особенная, поскольку содержит все другие таттвы и является местом обитания Кундалини Шакти.