Поиск
Контакты

Вьяса

Вьяса

Вьяса

व्यास, vyāsa

Вьяса, также Веда Вьяса (буквально «тот, кто разделил Веды»), Бадараяна или Кришна-Двайпаяна — один из основных и наиболее почитаемых мудрецов в большинстве индуистских традиций. Традиционно считается автором Махабхараты, восемнадцати Маха-пуран, редактором других значимых текстов, Веданта-сутр, а также комментатором Йога-сутр. Вьяса также считается 17-м из 25-ти лила-аватар Вишну.

Имя

Имя данное Вьясе при рождении было Кришна Двайпаяна, что отражает его темный цвет кожи и место рождения («двипа» — остров), однако он больше известен как Веда Вьяса, то есть тот, кто разделил изначальную вечную Веду на четыре отдельные книги (vyāsa означает «разделение, расширение»). Есть мнение, что Вьяса — это собирательный образ многих мудрецов, которые желали быть свободными от результатов своих работ и поэтому атрибутировали авторство Вьясе.

В Вишну-пуране развита теория о том, что Вьяса это не имя, а титул, который дается тому риши в конце Двапара-Юги, чья функция — разделить Веды и скомпилировать Пураны, чтобы облегчить жизнь человечеству во время последующей деградации в Кали-Юге. Таким образом, Кришна Двайпаяна — это Вьяса текущей 28-й Махаюги. В следующей, 29-й Махаюге, Вьясой должен быть сын Гуру Дроны Риши Ашватхама. В Пуранах доступны списки Вьяс предыдущих Махаюг.

Легенда

Вьяса одновременно является автором и важным действующим лицом эпоса Махабхарата. По легенде, Вьяса был сыном Сатьявати, дочери паромщика, и странствующего брамина Парашары, потомка Васиштхи. Сатьявати помогла Парашаре переправится на другой берег реки, он был восхищен красотой Сатьявати и захотел от нее потомство. Сатьявати отказывалась, так как опасалась за свою репутацию, однако Парашара помог сохранить все в секрете и когда ребенок родился, Парашара забрал его с собой.

Вьяса родился на острове на реке Ямуна. У ребенка была темная кожа. Он рос аскетом и скоро стал одним из величайших риши.

За это время Сатьявати вышла замуж за царя Шантану, короля Хастинапура, и родила ему двух сыновей — Чидгананду и Вичитравирью. Оба сына умерли бездетными. Вичитравирья оставил двух вдов, Амбику и Амбалику. Сатьявати была озабочена продолжением королевской династии, и обратилась к древней практике нийога, по которой избранный мужчина может стать отцом для вдовы вместо умершего мужа. Для этого обратились к Вьясе, который к тому моменту уже разделил Веды. Таким образом, Амбика родила Дхритараштру, а Амбалика — Панду, которые стали прародителями знаменитых родов Пандавов и Кауравов, чье дальнейшее противоборство описано в Махабхарате.

Авторство

Веды традиционно связываются с мудрецом Вьясой, хотя ряд исследователей считает, что они были написаны в разное время и разными людьми.

Махабхарата

Вьяса считается летописцем Махабхараты. По легенде, он продиктовал все ее строфы полностью без остановки Ганеше, который и помог их записать. Ученые датируют первые версии текста по крайней мере 4 в. до н.э, при этом есть свидетельства в пользу более ранней датировки, вплоть до 11 в. до н.э.

Пураны

Индуистские Маха-пураны традиционно относят к Вьясе, но ученые склонны считать их трудом многих авторов, которая формировалась на протяжении столетий. Есть версия, что Пураны восходят к одной первичной Пуране, которая была написана Вьясой.

Брахма-Сутра

Брахма-сутры, один из основных текстов школы Веданта, также приписывают Вьясе. Остров, на котором родился Вьяса, был покрыт деревьями Бадара, поэтому считается, что Бадараяна, автор сутр, и есть Вьяса. Однако многие историки считают, что это были два разных человека.

Йога-Бхашья

Вьясе также приписывается авторство Йога-Бхашья, комментариев на «Йога-сутры» Патанджали. К «Йога-сутрам» написано множество комментариев, а нa комментарии Вьясы, в свою очередь, были написаны новые. Исторически сутры являются более поздним текстом, чем предыдущие – можно принять версию о том, что Вьяса — один из бессмертных, либо комментарии были также оставлены другим человеком.

Ученики 

По легенде, у Вьясы был сын и духовный наследник по имени Шука (разные Пураны описывают разные версии его происхождения). Кроме него, Вьяса имел четырех других учеников: Паила, Джаймини, Вайшампайяна и Суманту. Каждый из них распространял учение одной из четырех Вед.

Вьяса также считается учителем Даттатреи.

Считается, что Вьяса жил на берегах Ганги в районе современного штата Уттаркханд.

По традиции, в том же месте проживали мудрец Васиштха и братья Пандавы.

Праздник Гуру-пурнима, который отмечается в полнолуние месяца Ашад (июль-август), считается днем памяти мудреца Вьясы. Он также называется Вьяса-пурнима, и считается днем его рождения и днем, когда он разделил Веды.


Поделиться ссылкой: