Трикути
Трикути
त्रिकुटी trikuṭī или त्रिकूट, trikūṭa
Внутреннее пространство между бровями. Трикути дословно переводится как «три вершины» или «скопление трех». В хатха-йоге — это место соединения трех важных энергетических каналов — ида, пингала и сушумна. Также трикути связана с тремя гуна – саттвой, раджасом и тамасом, и олицетворяет связанность духа с Майей или Пракрити, с ее проявлениями в различных гунах. Считается, что только преодолев трикути (подняв свое сознание выше), йогин способен преодолеть влияние трех гун. После преодоления трикути раскрывается турья-авастха – четвертое состояние, запредельное трем остальным (джаграт, свапна и сушупти), и возможность восприятия Атмана. В одном из своих произведений Кабир писал, что «когда узел трех качеств Майи развязан, открываются Десятые Врата (брахмарандхра), и разум остается пьяным [от блаженства]».
Является объектом для медитативного сосредоточения в духовной практике. Понятие имеет синоним — тривени.
Часто трикути выступает синонимом аджня-чакры. В известном тексте Традиции Натхов «Йоги вилакшан-авадхут» описан опыт созерцания света в области трикути:
Джьоти, свет, пребывает в аджна-чакре. Ученик, который хочет медитировать на свет, должен зафиксировать взгляд между бровями т.е. в трикути, и попытаться визуализировать яркий свет на экране своего сознания. Практика в свое время приведет его к видению неописуемого блеска божественного света. Практикующий погружает свое существование в блаженство за пределами слов. Он выходит за пределы сферы жизни и смерти и входит в состояние Брахмана. Нескончаемый покой становится присущим ему. Во время медитации следует наблюдать за дыханием в канале сушумна, и следует основывать всю практику на этом. Выполняя эту медитацию, ученик достигает состояния Шуньи – состояния, где нет ни опыта, ни пробуждения, ни физических чувств. Мир превращается в ничто. (глава 17)
В тексте приводится практика, в которой медитация совершается последовательно на каждой чакре. Садхаке следует отстраниться от привычных ощущений, сосредоточившись только на энергии самой чакры. Пребывая так, ум садхаки постепенно начнет поглощаться в радости, тогда можно переходить к следующей чакре.
Когда ум и его склонности поглощаются в радости в трикути-чакре, практикующий получает видение Света. Там нисходит блаженство. Оттуда он получает энергию двигаться дальше к завершающей чакре. (глава 17)
О том же говорится и в «Йогакундалини-упанишаде» (10-11), известном тексте, содержащем описание и методы пробуждения силы Кундалини:
Мудрый йогин должен провести Кундалини из муладхары в сахасрару, или тысячелепестковый лотос в макушке головы. Этот процесс называется шактичаланой.
Кундалини должна пройти через свадхиштхана-чакру, манипура-чакру в пупке, анахата-чакру в сердце, вишуддха-чакру в горле и аджня-чакру в точке между бровями, или трикути.
Гора Трикута
В Пуранах говорится о Трикуте, как об одной из двадцати гор, окружающих Меру, обитель Брахмы. Принято считать, что Трикута является вторым домом Дурги. Гора имеет такое название, поскольку она была сотворена совместной силой трех богинь, аспектов Дурги – Кали, Лакшми и Сарасвати – преследуя цель покончить со злом во всем мире. Другая версия говорит о том, что Кали, Лакшми и Сарасвати собрались вместе, чтобы создать особое воплощение Деви для поддержания праведности в мире. Для достижения этой цели Дурга в своих трех проявлениях решила войти в длительную медитацию и стать частью горы. Считается, что эта легендарная гора Трикута, содержащая три вершины, находится в штате Джамму и Кашмир, там находится одно из самых священных мест поклонения Шакти – храм Вайшно-деви (это другое имя Дурги).