Раджас
Раджас
रजस्, rajas
Раджас санскр.: страсть, эмоции, привязанность. Также «раджогуна».
Раджас – динамический, активизирующий принцип Пракрити. Раджогуна это движение от Духа (Сат) к материи и от материи к Духу. Качество раджогуны – деятельность, будучи погруженной в сферу чувств, проявляет себя как страсть. Раджас соотносят с теджасом.
Раджас – это творение, тамас – это разрушение, саттва – это то, что оба процесса уравновешивает.
В «Бхагавадгите» сказано:
Знай раджас как сущность влечения, из него происходят жажда и привязанность, он связывает воплощенных, Каунтея, привязанностью к деяниям. 14.7
Вот как описаны проявления раджаса в «Сиддха-сиддханта паддхати»:
Жертвование, наслаждение, эротизм, присвоение, личная выгода – таков пятикачественный раджас. 1.52
Влияние раджаса проявлено в следующих качествах:
- дана – жертвование даров или раздача милостыни, создание благотворительных учреждений с чувством собственного превосходства, а не с духом смирения и незаинтересованного служения.
- бхога – нарастающая жажда чувственного и умственного удовольствия.
- шрингара – сексуальное наслаждение как награда, чувственное удовлетворение. Может также проявляться во влечении к нарядам, украшениям и предметам роскоши.
- вастуграхана – присвоение, обладание какой-либо вещью, желаемым объектом.
- свартха-санграхана – личная выгода, приобретение и накопление вещей в эгоистичных целях.
Таково влияние раджаса в природе человека, что делает его активным, энергичным и инициативным и движет им в направлении самовозвеличивания, эгоистичных интересов, мирских амбиций, обретения силы, процветания и удовольствия, чувственных наслаждений и т. д.
Человек, находящийся под влиянием раджогуны находится в поисках наслаждений для себя, развивает в себе жажду материальных удовольствий. Он жаждет наслаждаться и видит в этом смысл жизни. Для удовлетворения чувств человек должен иметь некоторый почет в обществе, счастливую семью, материальный достаток. До тех пор, пока человек желает этого, он вынужден тяжело трудиться, поскольку дом, семья, престиж, нуждаются в постоянном поддержании. Деятельность человека в этой гуне направлена на достижение результатов, которые на своей начальной стадии приносят определенную долю удовлетворения, но конечным результатом является страдание, причиной которого является эгоистический характер такой деятельности.
Однако, раджас, как движение, активность, необходим для любого прогресса, свершения чего-либо.