Поиск
Контакты

Антар-яджна

Антар-яджна

Антар-ягья, антар-яга


अन्तर्यज्न​, अन्तर्याग, antaryajna, antaryāga
(antar – внутреннее; yajna, yāga – жертвоприношение)

См. также пранагнихотра, внутренняя хома.

Антар-яджна – это внутреннее жертвоприношение (ритуал), почитание божества внутри себя, что приводит к раскрытию внутренней энергии, то есть к пробуждению Кундалини. Сама Кундалини – это и есть божество, а также прана, сила сознания и внутренний огонь. По сути, Кундалини-йога – это и есть антар-яджна.

При совершении внешних тантрических ритуалов йогины также задействуют все каналы и чакры внутри себя. Каждая упачара имеет свое йогическое соответствие, каждая чакра в янтра-пудже может быть соотнесена с соответствующей чакрой в теле. При этом, если во внешних ритуалах божеству подносятся исключительно совершенные и чистые упачары, то в антар-яджне в огонь сознания подносятся как совершенства, так и несовершенства, так как Атман выше всех противоположностей (недвойственный). Смысл как внешней, так и внутренней яджны заключен в короткой фразе, которая часто встречается в ведических яджнах – «idaṃ na mama» («это не мое», пожертвованное), то есть мы отдаем все божеству, не присваиваем себе. Через жертвование, через искреннюю отдачу происходит очищение садхаки.

Если говорить о йогической практике в контексте внутренней яджны, то когда мы пребываем в дхьяне, то тем самым мы почитаем огонь своего сознания. Мы жертвуем в него объекты дхьяны, все, с чем сознание соприкасается, и это может быть постоянной естественной практикой йогина.

У натхов принятие пищи – это также внутренняя яджна. Пища подносится пищеварительному огню, который символизирует тот же огонь, что и во внешнем ритуале, и он также является священным. Огонь в хоме – это божество, от которого зависят остальные божества, так как они все почитаются через огонь. Так, во внутренней агнихотре, питание внутреннего огня поддерживает индрии и манас, которые являются божествами во внутренней микровселенной.

Панчанга антар-яджна (яджна из пяти элементов)

Подобно тому как внешняя яджна состоит из джапы, хомы, тарпаны, марджаны, брахмана-бходжаны, так же к антар-яджне относятся такие элементы как патала, паддхати, кавача, стотра и сахасранама. Все они поддерживают силу мантры, так же как и упачара-пуджа.

Кавача «одевает» тонкое тело в разные аспекты божества (каждой части тела соответствует какое-то божество или сиддха), образуя тем самым защитную сферу или броню.

Сахасранама или шатанама описывает 1000 или 100 аспектов божества: в трех дошах, в семи дхату, в пяти элементах, в чакрах, в разных аспектах антахкаран а и т.д., что соответствует микровселенной человека.

Стотра – небольшой текст, предваряющий дхьяну (и способствующий ей).

Патала – сосредоточение на чакрах (матриках-буквах, расположенных в лепестках чакр) и созерцание божеств в них.

Паддхати – почитание божества в восьмилепестковом лотосе сердца, известное также как стхула-дхьяна или падастха-дхьяна.

В различных текстах дается описание соответствия внешних упачар внутренним состояниям раджа-йоги. Вот, например:

Атма-пуджа-упанишада

ॐ तस्य निश्चिन्तनं ध्यानम् ।
oṃ tasya niścintanaṃ dhyānam |
Ом, [восприятие] Его без мыслей есть дхьяна.

सर्वकर्मनिराकरणमावाहनम् ।
sarvakarmanirākaraṇamāvāhanam |
Прекращение всех действий есть авахана.

निश्चलज्ञानमासनम् ।
niścalajñānamāsanam |
Утвержденность в Высшем Знании есть асана.

समुन्मनीभावः पाद्यम् ।
samunmanībhāvaḥ pādyam |
Состояние унмани есть падья (вода для омовения стоп).

सदामनस्कमर्ध्यम् ।
sadāmanaskamardhyam |
Непрестанное пребывание за пределами ума (аманаска) есть ардхья.

सदादीप्तिराचमनीयम् ।
sadādīptirācamanīyam |
Вечный [духовный] свет есть ачаманья.

वराकृतप्राप्तिः स्नानम् ।
varākṛtaprāptiḥ snānam
Осознание величия [Атмана] есть снана.

सर्वात्मकत्वं दृश्यविलयो गन्धः ।
sarvātmakatvaṃ dṛśyavilayo gandhaḥ |
Растворение видимого в Тебе (в Атмане), кто есть природа всего [сущего] – это гандха.

दृगविशिष्टात्मानः अक्षताः ।
dṛgaviśiṣṭātmānaḥ akṣatāḥ |
Видение особой природы [всего сущего] – это акшата.

चिदादीप्तिः पुष्पम् ।
cidādīptiḥ puṣpam |
Пламенный свет сознания – это пушпа.

चिदग्निस्वरूपं धूपः ।
cidagnisvarūpaṃ dhūpaḥ |
Собственная форма огня сознания – это дхупа.

सूर्यात्मकत्वं दीपः ।
sūryātmakatvaṃ dīpaḥ |
Твоя солнечная природа – это дипа.

परिपूर्णचन्द्रामृतरसैकीकरणं नैवेद्यम् ।
paripūrṇacandrāmṛtarasaikīkaraṇaṃ naivedyam |
Нектар амриты, исходящий от полной луны, есть найведья.

निश्चलत्वं प्रदक्षिणम् ।
niścalatvaṃ pradakṣiṇam |
Твоя устойчивость – это прадакшина.

सोऽहंभावो नमस्कारः ।
so’haṃbhāvo namaskāraḥ |
Состояние Со Хам есть намаскара.

परमेश्वरस्तुतिर्मौनम् ।
parameśvarastutirmaunam |
Восхваление Парамешвары есть мауна.

सदासन्तोषो विसर्जनम् ।
sadāsantoṣo visarjanam |
Непрестанная сантоша – это висарджана.

एवं परिपूर्णराजयोगिनः सर्वात्मकपूजोपचारः स्यात् ।
evaṃ paripūrṇarājayoginaḥ sarvātmakapūjopacāraḥ syāt |
Таким образом совершенные раджа-йогины почитают упачарами природу всего сущего.

सर्वात्मकत्वं आत्माधारो भवति ।
sarvātmakatvaṃ ātmādhāro bhavati |
Основание Атмана есть присутствие во всем.

सर्वनिरामयपरिपूर्णोऽहमस्मीति मुमुक्षूणां मोक्षैकसिद्धिर्भवति ॥
sarvanirāmayaparipūrṇo’hamasmīti mumukṣūṇāṃ mokṣaikasiddhirbhavati ||
Пребывание в Я, в состоянии совершенной полноты и свободы от болезней, единственно приводит к достижению мокши стремящихся к освобождению.

इत्युपनिषत् ॥ ||१||
ityupaniṣat || ||1||
Такова Упанишада.



Поделиться ссылкой: