Поиск
Контакты

Снана

Снана

स्नान snāna

Ритуал омовения, очищения.

В йогической и тантрической практике «снана» обычно означает практику омовения с рецитацией снана-мантры в дина-садхане, а также омовение в святых местах.

В пуджах «снаной» называют ритуал омовения мурти Божества. Омовения мурти бывают не только водой, но и молоком (dugdha snāna), простоквашей (dadhi snāna), топленым маслом (ghṛta snāna) и другие.

«Мантра-йога самхита» (глава «Кайа-шуддхи») дает следующие описание снаны:

«36. В Садхане омовение – первая вещь для человека согласно писаниям, Ведам и Дхарма-шастрам. Другая отличительная черта омовения  то,  что оно дает телу питание и здоровье. Существует семь видов омовения, а именно: мантра-снана, бхаума-снана, агнея-снана, ваявья-снана, дивья-снана, варуна-снана и манаса-снана. Омовение в воде вместе с повторением  «Апохиштха» и т.д., с мантрами,  называется мантра-снана. Растирание тела полотенцем называется бхаума-снана. Растирание тела бхасмой (остатка подношения в яджне) называется агнея-снана. Смазывание тела или посыпание его гораджей (частица пыли коровьей шерсти) называется ваявья-снана. Омовение в реке, когда светит солнце, называется дивья-снана. Омовение глубоко под водой называется варуна-снана. Концентрация на Боге Вишну называется манаса-снана. Концентрация на формах Вишну, бриллиант, подобный миллиону Солнц; на Вамадеве, четырехруком, удерживающем шанкху, чакру (диск), гада (дубинку) и падму (лотос); носящий мукуту (корону); лежащий на Шеше (короле змей) и исполненном саттва-гуны – называется манаса-снана. Каждый должен принимать омовение соответственно тому, как предписано в его направлении, для того чтобы загрязнения тела удалились. Держа медный горшок, наполненный дурвой (трава) и кунжутом, каждый должен принять омовение для удовлетворения его Ишта-деваты. Сначала он должен совершить возлияние воды (тарпана) линии Гуру, а затем сделать то же самое  Ишта-девате. Таким образом, принимать омовение ежедневно – свойственно для садхака

Натховская версия снана-мантры (мантра читается перед омовением на воду):

oṁ har gaṅge har narmade har jaṭā śaṅkar |
kaśī viśvanāth gaṅge gaṅga godāvarī bare prayāg |
cālābarī samudra kī pāp kaṭe haridvār ||
oṁ gaṇgeya oṁ yamune caiva godāvarī sarasvati |
narmade sindhu kāverī jal snān ca karu ||
satyaśīla doya snān tṛtīya guru vācakaṁ |
caturth kṣamā snān pañcam dayā snān ||
ye pañc snān nirmal nit prati kartā goraṣabal |
jo jāno snān dhyān kā bhed āphī kartā āphi deva ||

Ом! Приветствие разветвляющейся Ганге, приветствие разветвляющейся реке Нармада, волосам Шанкары, распространяющейся Ганге Каши Вишванатха, рекам Ганге и Годавари, проходящим вдоль святых мест в Праяге (Алахабаде). Великое проявление океана грехов смывает Харидвар.
Поклонение Ганге, поклонение Ямуне и Годавари, Сарасвати и водам Нармады, Синдха, Кавери – очищает. Очищение дается сатьей (истиной), шилой (добродетелью) и речами Гуру. Четвертое очищение – смирением (кшама), пятое очищение – пожертвованием (дайя). Эти пять чистых, вечных омовений возвращают к бессмертию Горакши. Те, кто идет путем дхьяны на Свою Божественную сущность, очищаются.


Из комментария Гуру Йоги Матсьендранатха (полностью комментарий доступен здесь):

«... В мантре говорится, что сущностное «омовение» происходит посредством: сатьи – истины, шилы – совершенной дисциплины или садачары, Гуру-вачаки (омовение речью или учением Гуру), дайей – сочувствия к другому человеку, кшамы – воздержанности или признания своих ошибок и стремления их преодолеть.
...
У натхов реки и омовение в них надо рассматривать как омовение совершенными ориентирами и принципами. ... для развития человека это самое главное и именно это его делает полноценны йогином



Поделиться ссылкой: