Васту
Васту
वास्तु, vāstu
Термин «васту» можно перевести как «строение», «земля», «участок для строительства». Слово происходит от корня vas – «жить», «пребывать», «находиться».
Васту-шастры (букв. «трактаты о строительном участке») являются частью более обширной области знания, называемой Васту-видья (букв. «знание строительства»). К строительству зданий и сооружений также относятся тексты, классифицируемые как «шильпа-шастры» («трактаты о ремесле»). В то время как Васту-шастры описывают, в первую очередь, духовные аспекты строительства и подготовки участка, необходимые ритуалы и т.д., шильпа-шастры описывают техническую сторону процесса – материалы, технологии, планировочные решения и пропорционирование.
Традиционно, в Васту-видье выделяют два направления «северное» (дева-шилпи, нагара) и «южное» (асура-шилпи, дравида). Классификация связана с мифологическими покровителями данных направлений – бога Вишвакармы для «северного» направления и асуры Майя Данавы для «южного».
Различные Пураны по-разному описывают взаимоотношения и степень родства Вишвакармы и Майя Данавы. Например, «Вишвакарма-пурана» указывает, что у Вишвакармы было пять сыновей, ставших божествами-покровителями пяти ремесел и основателями пяти соответствующих готр. Одним из сыновей, покровителем плотников и строителей, был как раз Майя. Майя Данава упоминается в Махабхарате, где он строит дворец, наполненный иллюзиями и обманками, для братьев Пандавов.
Отличия в подходах двух направлений в основном стилистические, понимание природы и подход к проектированию различается минимально. В настоящее время, практики Васту-шастры используют методы обоих направлений.
«Матсья-пурана» дает перечисление 18 мудрецов, основоположников доктрины Васту:
«Бхригу, Атри, Васиштха, Вишвакарма (Дева шилпи), Майя (Асура шилпи), Нарада, Нагнаджит, Вишалакша, Пурандара, Брахма, Кумара, Нандиша, Шаунака, Гарга, Васудева, Анируддха, Шукра (Гуру Асуров), Брихаспати (Гуру Дэвов) – эти 18 мудрецов являются экспертами Васту-шастры».
С Васту-видьей связан обширный корпус литературы. В первую очередь следует упомянуть труды мифологических основоположников двух стилей. Майя Данаве приписываются труды «Манасара» и «Майямата», Вишвакарме – «Вишвакарма-васту-видья», «Вишвакарма-пракаш».Также можно упомянуть такие тексты, как «Шилпа-ратна», «Васту-лакшанам-шилпавишаям», «Гриха-нирмана-паддхати».
Традиционно архитекторы и строители, как и другие ремесленники, не подписывали свои работы и оставались анонимными. В силу этого сложно найти сведения об исторических мастерах Васту-видьи.
Информация, касающаяся не столько строительных, сколько духовных аспектов Васту содержится, в первую очередь в Пуранах – «Сканда-пурана», «Агни-пурана», «Вайю-пурана», «Гаруда-пурана», «Матсья-пурана», «Маркандея-пурана». Именно на основе текстов Пуран формируется концепция Васту-пуруши (антропофорфного божества – воплощения участка для застройки), а также благоприятных и неблагоприятных сторон света и их божеств – покровителей.
Исторически, при возведении строения, будь то жилое или общественное здание, роли всех участников процесса были строго кодифицированы. Владелец/заказчик строительства (яджамана), советник (ачарья) и архитектор (стхапати) имеют свои собственные особые роли. Текст «Васту-видья» сравнивает их с Тримурти – Вишну, Рудрой и Брахмой соответственно.
Яджамана чувствует потребность в строительстве и организовывает материалы и денежные средства для его осуществления. Ачарья исполняет руководящую роль, разрабатывая проект, подходящий для варны владельца, учитывая его требования и выбирает инженера-архитектора или стхапати, который должен будет воплотить все эти идеи в реальность при помощи квалифицированных рабочих.
В современных условиях происходит срастание ролей ачарьи и стхапати. Также в настоящий момент выделились два различных практических подхода к использованию Васту. Один, более традиционный, настаивает, что строительство должно изначально вестись по принципам Васту, с соблюдением соответствующих ритуальных предписаний, а также изначально корректный с точки зрения планировки и пропорционирования здания. Другие специалисты настаивают, что применяя методы «коррекции» можно исправить уже существующее строение, нивелировав вредоносное влияние изначально неверного подхода к проектированию. «Коррекция» подразумевает использование более «декоративных» средств – изменение цветов, материалов, установка мурти или особых объектов в ключевых местах здания.
В основе концепции Васту-шастры лежит гармонизация основных влияний вселенной и зданий/помещений с различной функциональной нагрузкой. К основополагающим аспектам влияния относятся:
-
Направления (дик, dik)
-
Энергии (урджа, ūrjā)
-
Элементы (таттва, tattva)
-
Планеты (граха, graha)
-
Божества (девата, devatā)
Эти аспекты рассматриваются для каждого элемента сооружения, и при помощи правильно установленного функционального назначения, пропорций, цветов, а также определенной ритуальной активности достигается эффект благотворного влияния постройки в целом.