Ниргуна Брахман
Ниргуна Брахман
Высшая реальность без качеств:
Ниргуна-брахман – это непроявленный, безличный Бог, формально противопоставляемый Сагуна-брахману, который обладает качествами, именами и атрибутами. В действительности они являются одним и тем же Брахманом.
Понятие «ниргуна» впервые зафиксировано в «Шветашватара-упанишаде», VI.11:
एको देवः सर्वभूतेषु गूढः सर्वव्यापी सर्वभूतान्तरात्मा । कर्माध्यक्षः सर्वभूताधिवासः साक्षी चेता केवलो निर्गुणश्च ॥
eko devaḥ sarvabhūteṣu gūḍhaḥ sarvavyāpī sarvabhūtāntarātmā | karmādhyakṣaḥ sarvabhūtādhivāsaḥ sākṣī cetā kevalo nirguṇaśca ||
«Единый Бог, скрытый во всех существах, всепроникающий, Атман внутри всех существ, Надзирающий за действиями, обитающий во всех существах, свидетель, мыслитель, единственный и лишенный свойств».
(Пер. А. Я. Сыркина.)
Концепция Ниргуна- и Сагуна-брахмана появилась в ранней адвайта-веданте и получила активное развитие в работах Шанкарачарьи.
Ниргуна-брахман в адвайта-веданте
Классические Упанишады были написаны разными авторами в разное время и не имеют последовательного мировоззрения, однако Шанкара настаивал на их истолковании единым способом. Он считал, что знание о Брахмане, получаемое из Упанишад, должно быть во всех отношениях непротиворечивым, и стремился примирить различные воззрения на Высшую реальность.
В ранних Упанишадах Брахман описывается то как обладающий качествами, то как не имеющий их. Иногда оба типа определений соседствуют в одной шлоке:
द्वे वाव ब्रह्मणो रूपे मूर्तं चैवामूर्तं च, मर्त्यं चामृतं च, स्थितं च यच्च, सच्च, त्यच्च
dve vāva brahmaṇo rūpe mūrtaṃ caivāmūrtaṃ ca, martyaṃ cāmṛtaṃ ca, sthitaṃ ca yacca, sacca, tyacca
«Поистине, существует два образа Брахмана: воплощенный и невоплощенный, смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный».
(«Брихадараньяка-упанишада» II, 3, 1, пер. А. Я. Сыркина)
Шанкара предлагает объяснение, обоснование того, почему о едином Абсолюте можно мыслить столь разным образом: дело в активности космической иллюзии – майи. По отношению к Брахману майя выступает как его сила (шакти). По отношению к индивиду майя выступает как незнание (авидья). «На самом деле» Брахман бескачественен (ниргуна), безличен и неизменен, но преломляясь в майе, он «становится» Сагуна-брахманом, Ишварой. Майя скрывает от нас единство подлинной реальности и развертывает мнимое многообразие мира с его субъект-объектной двойственностью (посредством адхьясы – «наложения» неподлинных характеристик на подлинные, наподобие того, как это происходит при иллюзорном восприятии змеи, за которую принимают веревку).
Согласно Шанкарачарье, на высшем (парамартхика) уровне существования и знания, с точки зрения освобожденной души Брахман не дифференцирован и не обусловлен (ниргуна). На «профаническом» (вьявахарика) уровне познания, с точки зрения души зависимой «Брахман должен быть, по-видимому, причиной Вселенной, одаренной всеведением и другими атрибутами» (сагуна).
Щанкара определяет Ниргуна-брахман как Пара, т. е. Высшую реальность. В двайте Мадхвы и вишишта-адвайте Рамануджи Пара признается Сагуна-брахман, в форме Вишну.
Ниргуна-брахман у натхов
В качестве синонима к понятию «Ниргуна-брахман» может использоваться слово «акула» («непроявленная, трансцендентная реальность»), «шуньята» (пустота).
«Желание творить возникает в Шиве, который остается в непроявленной форме во время пралайи (растворения). Это желание раскрывается посредством Шакти. В этом состоянии Шива называется сагуна («владеющий атрибутами»). Шива и Шакти соответственно обозначаются как Акула и Кула и их различие не постижимо».
«Вышеупомянутая Шакти является сознательной, в отличие от бессознательной майи веданты; Шакти осознающего Шивы сама становится сознательной. Так, этот феноменальный мир – проявление сознательной Шакти. Шива имеет два аспекта: ниргуна (лишенный атрибутов) и сагуна (владеющий атрибутами). Когда Он лишен действия, Он – ниргуна. Когда действует, Он – сагуна. Слияние основы сагуны и ниргуны составляет природу натха. Натх вне сагуны и ниргуны, вне двайты (двойственности) и адвайты (недвойственности)».
(Суреш Чандра Банерджи)