Поиск
Контакты

Рамануджа

Рамануджа

Рамануджа (1017-1137) - мыслитель, реформатор средневекового индуизма, основатель теистического направления веданты - вишишта-адвайты, и вайшнавской школы Шри Сампрадая

Родился в Южной Индии, в деревне Шриперумбудур, в брахманской семье. Рамануджа был учеником Ядавапракаши, который по одной версии был ведантистом, по другой - последователем доктрины «бхеда-абхеда», восходящей к Бхаскаре, одному из первых критиков Шанкарачарьи. Проучившись некоторое время у Ядавапракаши, Рамануджа покидает его, чтобы примкнуть к обществу альваров - тамильских поэтов-святых, проповедующих культ бхакти. Они поклонялись Вишну и придерживались теистической интерпретации Упанишад.

Основные произведения Рамануджи - «Шрибхашья», комментарий к Брахма-сутрам; «Гитабхашья», комментарий к Бхагават Гите; трактаты «Веданта-сара» (сущность Веданты), «Веданта-дипа» (свет Веданты) и «Ведартха-санграха» (собрание речений о смысле Вед).

ramanuja_big.jpg

Рамануджа, опираясь на тройственный канон Веданты (Упанишады, Брахма-сутры, Бхагават Гита), в своей философии исследовал природу высшей реальности, Брахман. Он полагал, что Брахман - это то же самое, что и личный Бог, сближая тем самым крайности монизма и теизма. Мир, исходящий из Брахмана, должен быть так же реален, как и сам Брахман, считал он, подвергая тем самым критике утверждения адвайта-веданты о Майе, иллюзорности воспринимаемого мира. Для Рамануджи единство Брахмана уже содержит в себе многообразие мира, и наоборот, из многообразия мира вытекает единство Брахмана.

Рамануджа признавал одинаково реальными и Брахман, и Бога, и многочисленные души, и материю.

Души ошибочно отождествляют себя с телом, находясь в круговороте сансары, вследствие прошлых деяний (кармы) и неведения (авидьи).

Освобождение души, по мнению Рамануджи, возможно благодаря ритуалам, предписанным Ведами; изучению Веданты с дальнейшим обучением, размышлением относительно природы Бога, человека, мира; практике богопочитания, состоящей из молитвы, медитации и поклонения Богу. При этом, Рамануджа, в отличие от Шанкарачарьи, считал, что освобожденная душа не становится Богом (Брахманом), она лишь может стать подобной Ему. Таким образом он отвергает идею полного тождества между Богом и индивидуальными душами.

В адвайта-веданте Шанкарачарьи освобождение означает полное стирание человеческого «я», у Рамануджи, в его вишишта-адвайте, свободное «я» живет в вечном общении с Богом.

Рамануджа считал, что каждый человек, независимо от кастового происхождения и социального положения может следовать по пути мокши, это сделало его учение очень популярным в Индии на протяжении многих веков.


Поделиться ссылкой: