Поиск
Контакты

Двайта

Двайта

द्वैत, dvaita

Двойственность, дуализм. В общем случае может означать двойственное восприятие мира (когда, например, есть «я» и «другие», «то» и «это») или может применяться к любой концепции, которая содержит в себе два или более совершенно независимых принципа (истины, реальности).

Чаще всего словом «двайта» обозначают такое мировоззрение или религиозный/философский взгляд, для которого характерно восприятие человека (его души) и Бога как двух отдельных независимых реальностей. 

Последователи двайты считают, что душа не тождественна Богу. В этом отличие от монистического воззрения адвайты (недвойственности). В двайте существуют двое: вы и Бог, вы ставите себя ниже Бога (упасана), в то время как в адвайте все едино.

Духовный рост практикующего в двайте заключается в развитии своей открытости Богу — в совершении ритуальных действий (карма-канда), нравственных поступков и вознесении молитв, указывающих на преданность верующего, его бхакти

Двайта-веданта 

Термин «двайта» широко применяется с момента возникновения философской школы — двайта-веданта, основанной мыслителем Мадхвой (Мадхвачарьей) в 13 веке в качестве теистического ответа на адвайту.

Двайта утверждает, что Бог, индивидуальные души (дживатман) и неодушевленный мир — отдельно существующие реальности. Между собой различны как дживы, так и отдельные объекты мира. Мир и дживы не являются ни иллюзией как в адвайте Шанкары, ни эманацией Бога как у Рамануджи в вишишта-адвайте.

В учении Мадхвы верховное божество — Вишну, тождественный Брахману, абсолютной реальности Упанишад. Он — вершитель судеб людей, кармы и управитель мира, но Бог не сотворял мир. Мир изначально одухотворен. С Вишну всегда его супруга Лакшми, олицетворение его шакти, творческой силы. Вайю — посредник между Богом и дживами. Дживы атомарны, описываются как образы или отражения Бога, но не тождественные ему. Душам по природе присуща ананда, но она скрывается кармой и проявляется в состоянии освобождения, мокши. Среди душ существует иерархия: вечно свободные (например, Лакшми), освобождающиеся (дэвы) и наконец — погруженные в сансару из жизни в жизнь, включая ады. Для достижения освобождения дживам необходима высшая милость: любую накопленную карму можно исправить с помощью преданности Богу, бхакти. При этом преданность более важна, чем вытекающее из нее освобождение. 

В Натха-сампрадае

В Традиции натхов принимают ценность как двайты так и адвайты, но при этом стараются избегать крайностей этих систем, что необходимо для большей глубины осознания и трансформации. Мировоззрение натхов — двайта-адвайта вилакшана, что переводится как «вне двойственности и недвойственности». Это видение основано на мистическом опыте сиддхов и йогинов Традиции, в нем одновременно присутствуют имманентное и трансцендентное. Олицетворением совершенного воззрения в Натха-сампрадае является Гуру Горакшанатх.



Поделиться ссылкой: