Поиск
Контакты

Кумари

Кумари

Кумари कुमारी, kumārī

от санскритского «kaumarya» — «девственница», «девушка»

Живая богиня в Непале, которую местные индуисты и буддисты считают воплощением богини Таледжу, непальской ипостаси многорукой богини Дурги.

Богиня Таледжу Бхагавани — покровительница неварского народа Непала и клановая богиня династии Малла (malla — «борец»), которая правила в долине Катманду c 1201–1779 года. В Непале верят, что она обитает в теле Кумари.

Поклонение богине Кумари представляет собой поклонение божественному сознанию, распространенному во всем творении.

Поскольку верховная Богиня, как считается, проявляет весь этот космос из своего чрева, она существует как в одушевленных, так и в неодушевленных объектах. Поклонение мурти представляет собой поклонение и признание верховного через неодушевленные материалы, а поклонение человеку представляет собой почитание и признание того же Высшего в сознательных существах.

В трактате «Деви-махатмья», написанном в 4–5 веках н.э., богиня Чанди (ипостась Дурги) говорит, что присутствует во всех существах женского пола во Вселенной.

Легенды о появлении богини Кумари

Taleju_Bhawani.jpgСогласно одной из непальской легенд, король Джая Пракаш Малла, последний император династии Малла (XII-XVII век), тайно играл в кости с богиней Талежду. Богиня запретила королю рассказывать про их тайные встречи. Но жена короля проследила за ним и увидела их. Богиня Таледжу рассердилась и сказала королю, что если он хочет увидеть ее снова или если он хочет защитить свое королевство, он должен найти ее в виде маленькой девочки из клана Шакья.

По другой версии, король влюбился в Богиню и этим ужасно ее разгневал. Он долго пытался искупить свою вину уговорами и молитвам. В итоге, Таледжу пошла на уступки, но с тех пор, чтобы не искушать монархов, Дурга стала воплощаться в невинных девочках.

Talegju_and_Malla_King.jpgЕще одна версия гласит, что в девочку действительно вселилась Дурга, и за это кроху изгнали из страны. Но за изгнанницу вступилась королева, вернула на родину и всем велела ее почитать.

По некоторым легендам, вместо Джая Пракаша Малы выступали другие короли династии Мала — Гункам Дев, Трайлокья Мала.

Так или иначе, все легенды сводится к тому, что Дурга стала являться на землю в облике непорочной девочки — Кумари, которую выбирают из детей народа Невари, первых жителей долины Катманду, последователей уникальной формы индуизма.

Появление традиции

EEPQ6RYU0AAnTgk.jpgСама традиция избрания Кумари возникла в Непале в 17 веке и наивысшего развития достигла благодаря влиянию буддизма.

Во-первых, воплотившуюся богиню ищут в касте Шакья (откуда происходил основатель буддизма будда Шакьямуни).

Во-вторых, в тибетском буддизме существуют культы Далай-ламы (воплощение бодхисаттвы Авалокитешвары), а также Пачен-ламы (воплощение будды Амитабхи).

Но, в отличие от этих культов, где воплощение святого заканчивается с физической смертью ламы, в культе Кумари считается, что богиня покидает тело девочки при любом кровотечении.

Поэтому, как только у Кумари начинается первая менструация, совет священнослужителей и астрологов подыскивает ей замену среди девочек 3–5 лет (в этом возрасте у детей выпадает первый молочный зуб).

Kumari-The-Nepal-Living-Goddess-and-How-to-Choose.jpgСемья будущей Кумари должна принадлежать к касте ювелиров (Шакья) на протяжении не менее трех поколений. Ее личный гороскоп должен сочетаться с гороскопом страны и гороскопом короля, ведь главная функция Кумари — благословение короля на царствие во время праздника Пуджи.

Претенденток проверяют по тридцати двум критериям: тело должно быть подобно баньяну, бедра как у оленя, грудь как у льва, шея как морская раковина, ресницы как у коровы, голос, напоминающий утку. 

Еще, у Кумари должно быть идеальное здоровье от рождения, чистая кожа, черные волосы, выразительные глаза, звучный голос, длинные тонкие руки, кожа рук и ног должна быть мягкой и1_7MYAixdFQVkou7qYAmQWcg.jpeg.jpg нежной, прямые волосы должны завиваться на правую сторону, от нее должно приятно пахнуть. Намек на любую ссадину или царапину, из которой когда-либо могла идти кровь, лишает претендентку шансов, а для действующей Кумари означает конец карьеры.

Согласно популярной легенде, девочек, которые прошли отбор по всем признакам, в «черную ночь» праздника Дашайн запирают во дворце Хануман Дхока (по некоторым источникам, в храме богини Таледжу) среди 108 голов жертвенных буйволов. Время от времени к ним врываются люди в страшных масках и пугают до полусмерти. Самая смелая наутро становится Радж Кумари и после обряда очищения переезжает во дворец в Катманду.

В Непале не одна Кумари, а несколько — в разных поселениях. Наиболее почитаемыми и уважаемыми среди них считаются три Кумари из Долины Катманду (городов Катманду, Патан и Бхактапур), но самой влиятельной является Королевская кумари, живущая во дворце Кумари Гхар в Катманду.

c806b826a58dc479db1e1e27e52dedf6.jpgПосле посвящения в Кумари, на которое не допускаются даже родители девочки, Кумари несколько лет не может ходить по «нечистой» земле, потому что ее ноги священны. Во время церемоний её носят в золотом паланкине или на руках. 

Кумари всегда босая, одета во все красное (цвет созидательной энергии), волосы убраны в пучок, а на лбу нарисован «огненный глаз», который символизирует ее духовную силу.

Покидает богиня территорию дворца всего несколько раз в год — во время крупных религиозных праздников. К живой богине стекаются тысячи больных и верующих. Просителей Кумари принимает молча, ей запрещено общаться с посторонними, поэтому лишь по её поведению и взгляду люди могут понять, будет ли исполнена их просьба.

Во дворце богиня общается в основном с прислужниками «кумарари» и изредка с детьми своей касты, которые приходят к ней в гости с разрешения Совета и играют только в спокойные игры — чтобы богиня случайно не поранилась.

Каждое утро и каждый вечер девочка на золотом троне творит молитву, принимает прошения и подношения — цветы, деньги, рис, сахарную пудру и другие подарки.

До недавнего времени считалось, что богиня всеведуща и образование ей не нужно, однако в последнее время кумари всё же стали получать образование во время своей жизни во дворце.

Современность

03_picswelove2015.adapt.1900.1.jpgВ 2007 году Непал перестал быть королевством и стал республикой, однако Кумари продолжают выбирать и после этого срока, так как традиция почитания Кумари Деви — неотъемлемая часть культуры долины Катманду. А один из самых важных праздников в Непале — Индра-Ятра, или фестиваль Кумари. Он проходит осенью и его празднуют все непальцы. Считается, что увидеть хоть на миг богиню Кумари — это большая удача.

Возвращение к мирской жизни бывшей Кумари происходит не просто. Общество продолжает бояться или почитать маленькую девочку, хотя она и «вернулась» обратно к человеческой форме.

Уходя в мирскую жизнь, единственное, что девочка может оставить себе на память о божественном времени — это свое красное платье. Кроме того, всю жизнь ее преследует суеверие, что на брачном ложе из лона бывшей кумари извергаются змеи и пожирают ее несчастного возлюбленного. Хотя, несмотря на это поверье, многие кумари замужем и имеют детей.


Поделиться ссылкой: