Поиск
Контакты

Хануман

Хануман

Хануман

Хануман (санскр. हनुमन्, hanuman) — индуистское божество, сын бога ветра Вайю и апсары Пунджисталы. Один из главных героев «Рамаяны», друг Рамы и Ситы. Хануман символизирует силу, мудрость, преданность и самоотверженное служение. Он брахмачарин, величайший преданный Господа Рамы, смирение — его отличительная черта. Предводитель одного из войск ванаров (санскр. वानर, vānara, от слова «обезьяна»), легендарных полулюдей-полуобезьян, сильных воинов.

Чаще всего изображается в обезьяноподобном облике. В Индии и в других странах можно встретить изображения или мурти Ханумана с разным количеством голов. Одна из наиболее распространённых - трёхголовая форма. Считается, что в данном случае головы символизируют реализацию трех главных сиддх: мудрость, высшее знание (джняна), сверхъестественные сила сознания (шакти) и тело (кайя).

В тантре широко распространена такая форма Ханумана как Панчамукхи, что означает «пятиголовый». Чаще всего это головы обезьяны, кабана, льва, гаруды (орла) и лошади. Распространено мнение, что они символизируют формы Вишну: Вараха, Нарасимха и Хаягрива, а также олицетворяют собой Гаруду и Ханумана. Головы обращены в разные стороны света и отражают определённые качества Панчамукхи:

1) голова обезьяны — юг; победа над врагами;
2) голова льва — восток; победа над злыми духами;
3) голова орла — запад; победа над любыми препятствиями;
4) голова кабана — север; победа над привидениями;
5) голова лошади располагается наверху и символизирует победу над соблазнами.

По другой версии головы Панчамукхи соотносятся с пятью элементами: обезьяна — акаша, лев — агни, орёл — вайю, кабан — джала и лошадь — притхви. Такая трактовка объясняет, почему пять голов ещё соотносят с пятью божествами: Вишну (Гаруда, орёл), Шакти (лев), Ганеша (кабан), Шива (обезьяна, в данном случае Хануман как аватар Рудры) и Сурья (лошадь).

Существует форма Ханумана с десятью головами. Она напоминает о десятиголовом Раване, которого победил Марути, а также символизирует десять жизненных токов (прана) и десять индрий (5 органов восприятия и 5 органов действия).

Форма одиннадцатиголового Ханумана, скорее всего, символизирует собой одиннадцать форм Рудры (Ekādaśa-rudra). И в то же время Марути иногда называют Калагни-рудра (Kālāgni-rudra), что означает «огонь времени», в котором сгорает вся Вселенная во время пралайи.

Таким образом, различные тантрические многоголовые формы Ханумана отражают или усиливают его разные качества и аспекты, а более распространённый образ Марути (с одной головой) олицетворяет собой для одних духа джунглей и защитника поселений, для других – бесстрашного и преданного героя, для третьих – великого сиддху, йогина, достигшего состояния Шивы.

Историю о происхождении Ханумана можно прочитать здесь.

Почитание Ханумана (Марути) уходит своими корнями в глубокую древность. Данный образ был популярен от Гималаев на севере до Рамешварама (Каньякумари) на юге Индии. Почитается также в Непале и других странах Индуизма. Фигурки бога-обезьяны, сделанные из разных материалов, также были найдены на территории Северо-восточной Азии (Вавилон, Китай, Иран и др.). С древних времён в Индии Хануман известен как сын ветра, непобедимый герой, поэтому жители деревень называют его Вира или Махавира (mahāvīra) и прославляют его доблесть, силу и быстроту. Хануман считается защитником поселений, урожая и скота. 

Махавира охраняет своих преданных в путешествиях, помогает во время бедствий, изгоняет злых духов, уничтожает врагов, лечит от болезней и дарует бесстрашие. Люди верят, что Хануман живёт в джунглях и блуждает по горам. Он дух шторма, молнии и проливного дождя. Махавира одновременно является и героем, и будто бы воплощением самого дьявола, но он любит своих преданных и всегда будет их защищать. Его невозможно увидеть, но легко почувствовать.

В Падма-пуранах (Padma-purāṇa) утверждается, что Хануман является сиддхой. Это означает его полную самореализацию, т.е. реализацию себя как Шивы (Adi-Siddha). Одно из имён Ханумана – Ваджранга-бали (Vajrāṅga-bali), которое указывает на то, что он реализовал кайя-сиддхи, когда тело начинает обретать высшие свойства души. Для Ханумана не страшны ни природные катаклизмы, ни оружие, ни время (vajra-kāya).

Считается, что Марути прибывает в Кимпуруша-локе (Kimpuruṣa-loka) вместе с Рамой и Ситой, где продолжает им служить, полностью достигнув слияния индивидуального «Я» с абсолютной и универсальной реальностью. Такое состояние называется дивья-бхава (divya-bhāva).

В шиваизме считается одним из аватаров Шивы.

От своего отца Хануман унаследовал способности к полёту, быстрому перемещению, а также невероятную силу.

Lord Hanuman

Вскоре после своего рождения он, увидев солнце, решил что это фрукт и попытался его съесть. Это увидел Индра и метнул в Ханумана свою ваджру, сломав ему челюсть. Хануман без сознания упал на землю. Расстроенный Вайю вместе с сыном удалились в добровольное заточение. Вскоре всё живое в мире стало задыхаться и Индра, чтобы умиротворить Вайю, исцелил Ханумана. После этого случая Хануман и обрёл свое имя, которое в переводе с санскрита означает «разбитая челюсть». Величие Ханумана объяснено Господом Рамой в Рамаяне: Рама сказал Хануману, «Я в большом долгу перед тобой, о могучий герой. Ты совершал чудесные, сверхчеловеческие дела, и не хотел ничего взамен. Ты выбросил драгоценную жемчужную гирлянду, данную тебе Ситой. Как я могу отблагодарить тебя и вернуть тебе этот долг? Я навсегда останусь глубоко тебе обязан. Я дарую тебе вечную жизнь. Все будут чтить и поклоняться тебе, как мне. Твое изображение будет на дверях моего храма, и тебя будут чтить и поклоняться в первую очередь. Всякий раз, когда будут меня восхвалять или читать рассказы обо мне, тебя будут славить прежде. Ты сможешь сделать что угодно, даже то, что не подвластно мне!»

Хануман джаянти (день рождения Ханумана): Празднуется в пурниму (полнолуние) месяца Чаитра. В Андхра Прадеше Хануман Джаянти празднуют через 41 день с пурнимы месяца Чаитра. В течении всех этих дней читают по одной строфе из Хануман-чалисы в день.

Врата: В течении дня читают Хануман Чалису и Хануман Аштаку. Некоторые преданные почитают Ханумана и в предыдущий день.

Считается, что Хануман может устранить негативное влияние Шани. Существует поверье, что поклонение в субботу (день Шани – Сатурна) Хануману устраняет негативное влияние и трудности создаваемые Шани на гороскоп. Есть история, описывающая, почему это так: Равана (король-демон из Рамаяны) победил всех Дэвов и взял все грахи (планеты в астрологии) под свой контроль, подавляя их ногами.

Равана был великим астрологом. Когда его старший сын, Индраджит, должен был вот-вот родиться, Равана насильно удерживал все грахи в самых благоприятных астрологических позициях. Это очень обеспокоило Дэвов, ведь если сын Раваны родится под астрологически благоприятном положением планет, он будет непобедим. Дэвы попросили всех грах покинуть благоприятное положение, но те сказали, что они не смогли выбраться из-под стоп Раваны. Только Шани (Сатурн) согласился помочь, но для этого ему нужно взглянуть Раване в лицо. Существует поверье, что Шани дришти, или взгляд Шани, является таким же смертоносным, как и его положение. Считается, что у Шани дурной глаз и его взгляд вызывает серьезные проблемы. Святой Нарада прибыл во дворец Раваны и увидел Шани и другие планеты попираемые стопами Раваны. Святой Нарада вознес хвалу победе Раваны над грахами, но сказал, что настоящим символом победы является отпечаток стопы на груди, а не на спине поверженного. Равана согласился с наблюдением Нарады и перевернул планеты. Как только Шани перевернулся, его взгляд упал на лицо Раваны, и нанес удар невзгод. Чтобы отомстить Шани, Равана удерживал его в маленькой тюрьме, которая никогда не открывалась, чтобы никто снова не увидел лицо Шани. Через несколько лет, когда Хануман прибыл на Ланку (царство Раваны) как посланец Рамы, он услышал крик Шани из темной тюрьмы без каких-либо отверстий. Хануман разрушил темницу и спас Шани. Шани сказал, что он очень благодарен за помощь, но взглядом своим он проклял Ханумана. Таково божественное положение вещей и никто не может этого избежать. Хануман спросил, какие страдания его постигнут. Шани ответил: «Сначала я нападу на твою голову и это заставит тебя покинуть свой дом, жену, сына и отправиться дорогой страданий». Хануман сказал, что Шани может определенно прийти на его голову, так как он не имеет семьи и его обитель у ног Господа Рамы. Когда Хануман начал битву с демонами, которые преследовали его на Ланке, он рушил головой огромные валуны, деревья и камни, от чего Шани испытывал боль и страдания. Наконец, Шани не вытерпел и ушел с головы Ханумана, сказав: «Ты единственный, кто не будет иметь моего неблагоприятного влияния. Я не могу тебя беспокоить. Так как ты спас меня от тюрьмы Раваны я хотел бы тебя отблагодарить.» В качестве дара, Хануман попросил не проклинать его преданных. Шани пообещал, что так и будет.

Хануман и Горакшанатх

Однажды на пути в Трию, царство женщин, в поисках своего Учителя, Горакшанатх встретился с Махавирой Хануманом. Хануман охранял Матсьендранатха с его царством и отказался впустить Горакшанатха. Они стали сначала сражаться как все воины, и тогда Хануман понял, что это не простой воин, а очень опытный и могущественный. Хануман стал использовать разные орудия: астру, моханастру, наведение иллюзий и выведение сознания из равновесия, Горакшанах отразил джнянастрой (орудием джняны), Хануман использовал ваджрастру, Горакшанатх отразил ее индрастрой, и, в конечном счете, Хануман потерял силы и упал на землю. Горакшанатх его победил.

Тогда Хануман пошел к Раме и рассказал ему, как все было, спросив, почему его, великого воина, слугу самого Бога, того, кто превосходит силой многих Богов, победил некто по имени Горакшанатх. Рама ему ответил: «Сильнее Богов может быть только Натх-йоги. Поэтому ты должен обязательно стать его учеником, тогда ты поймешь окончательно суть воинских искусств». Так Хануман отправился к Горакшанатху и попросил посвящение в натхи. Горакшанатх передал ему многие знания, они включают в себя все, в том числе и боевые искусства. Став его учеником, Хануман основал один их натха-пантхов, Дхаджа-пантх, который получил свое распространение на Юге Индии и на Шри Ланке. Как натх-йогин Хануман известен под именем Бирбанканатх.


Поделиться ссылкой: