Будда
Будда
बुद्ध, buddha
Термин может иметь сразу несколько значений, так в переводе с санскрита можно буквально перевести как «пробудившийся» или «просветленный». Имеет смысл различать понятие Будда:
- как принцип просветленного (изначального) состояния ума - бодхи, (санксрит. बोधि), производное от глагола будх (пробудиться, осознать), а также любое существо достигшее этого состояния. Согласно буддистской доктрине, буддой является любой, открывший дхарму и полностью освобожденный от страданий и круговорота перерождений (самсары).
- как имя Будды Шакьямуни (Гаутама Будда, Сиддхартха) – историческое лицо, принц из царского рода Шакьев, легендарный основатель Буддизма, проповедник и философ, живший приблизительно в период VI - IV вв. до н. э. в Индии. Ещё в молодости Сиддхартха, разочаровавшись в мирской жизни стал отшельником. Он покинул царские покои и свою семью, чтобы искать освобождения. Будучи аскетом обучался в разное время у знаменитых учителей – Арады Каламы и Удраки Рамапутры. Впоследствии, создав свое оригинальное учение, Будда проповедовал его по всей Бхарате в течение 45 лет, пережив высшее духовное пробуждение под деревом бодхи.
Будда сформулировал своё учение в четырёх базовых принципах, именуемых «Четыре благородные истины» (чатвари арьясатьяни):
- Истина о страдании (дукха)
- Истина о возникновении (причине) страдания
- Истина о прекращении страдания
- Истина о пути, ведущем к прекращению страдания.
Свое воззрение он указал как Благородный Восьмиричный Путь или срединный путь, т.е. избегание крайностей аскетизма и мирских наслаждений, целью которого является окончательное постижение истины в самом себе и достижение просветления. Учение Будды противоречило ортодоксальному брахманизму, поскольку отрицало необходимость следования кастовой системе (варнам), а также действенность многочисленных жертвоприношений для достижения окончательного просветления (нирваны).
- В доктрине ваджраяны (тантрического буддизма) существует представление о пяти Дхьяни-Буддах:
- Вайрочана
- Акшобхья
- Ратнасамбхава
- Амитабха
- Амогхасиддхи
Они олицетворяют собой пять высших аспектов (антропоморфных символов) природы ума Ади-Будды (изначального Будды).