Поиск
Контакты

Бхрамари

Бхрамари

भ्रामरी, bhrāmarī

Бхрамари – одна из широко известных пранаям (также называется бхрамари-кумбхака), которая может использоваться как самостоятельно, так и в качестве подводящей практики наданусандханы.

Название пранаямы связано со звуком, похожим на жужжание пчелы, издаваемым во время выполнения практики. Ум и прана постепенно поглощаются в этом звуке, исчезают колебания и беспокойства, сознание очищается и раскрывается, как и энергия (шакти). Бхрамари также является именем Богини (см. ниже), то есть эта пранаяма, как и другие, связана с пробуждением Кундалини-шакти. Кроме того, из-за того, что происходит растворение ума, эту практику можно отнести и к лайя-йоге.

Вот как описывается бхрамари-пранаяма в «Хатха-йога прадипике»:

atha bhrāmarī
vegādghoṣaṃ pūrakaṃ bhṛṅga-nādaṃ bhṛṅgī-nādaṃ recakaṃ manda-mandam ।
yogīndrāṇamevamabhyāsa-yogāc citte jātā kācidānanda-līlā ॥ 68॥

Бхрамари.
Сделай быстрый вдох, создавая шум, [подобный] жужжанию трутня, а затем медленно выдыхай со звуком, [подобным] жужжанию пчелы. Посредством практики [этой пранаямы садхака] поистине становится владыкой йогинов, а в [его] сознании возникает игра блаженства. (2.68)

В «Гхеранда-самхите» описывается использование в практике бхрамари упрощенной вариации шанмукхи-мудры и упоминается, что эта практика, вслед за восприятием различных внутренних звуков, ведет к практикующего к самому тонкому, неударному звуку, – анахата-нада, а затем и к самадхи:

atha bhrāmarīkumbhakaḥ |
ardharātre gate yogī jantūnāṃ śabdavarjite |
karṇau pidhāya hastābhyāṃ kuryātpūrakakumbhakam || 78||

Теперь бхрамари-кумбхака.
После полуночи, избегая звуков всех живых существ, заткнув уши руками, йогину следует вдохнуть и выполнить кумбхаку. (5.78)

evaṃ nānāvidho nādo jāyate nityamabhyasāt |
anāhatasya śabdasya tasya śabdasya yo dhvaniḥ || 81||

Таким образом, благодаря постоянной практике возникают различные звуки, [вплоть до] звука анахата (неударный звук). У этого звука есть дхвани (тонкая вибрация, резонанс). (5.81)

dhvanerantargataṃ jyotirjyotirantargataṃ manaḥ |
tanmano* vilayaṃ yāti tadviṣṇoḥ paramaṃ padam |
evaṃ bhrāmarīsaṃsiddhiḥ samādhisiddhimāpnuyāt || 82||

Внутри этого дхвани скрыт свет, свет поглощает ум. Когда ум растворяется (в свете), возникает то запредельное высшее состояние Вишну. Таким образом, совершенствуясь в бхрамари, [йогин] достигает успеха в самадхи. (5.82)

  

Выполнение шанмукхи-мудры (в упрощенном варианте, когда закрываются только уши, или в полном – см. йони-мудра) способствует отключению органов чувств от внешних раздражителей и направлению внимания внутрь, где оно концентрируется на звуке. 

Звук, подобный пчелинному жужжанию или гудению, может издаваться только при выдохе, либо же на вдохе и на выдохе, либо вовсе не издаваться – тогда садхака вслушивается в звуки/вибрации своего тела. Но последний вариант уже ближе к наданусандхане, и не всем доступен из-за беспокойств ума и праны. Поэтому лучше начинать практику с гудящим звуком, чтобы внимание было им полностью занято, и ум мог в него с легкостью погрузиться.

В процессе практики сознание успокаивается и постепенно растворяется в звуке, дыхание замедляется, увеличиваются задержки между вдохами и выдохами. Во время задержек (или перерывов между подходами) нужно продолжать вслушиваться в звук и вибрации в сознании и теле, которые могут постепенно переходить на все более тонкий уровень, ведя к кевала-кумбхаке и восприятию анахата-нады.

Бхрамари как богиня

Богиня Бхрамари является одной из форм Шакти Деви, упоминание о ней встречается в «Деви-махатмье»::

yadāruṇākhyastrailokye mahābādhāṃ kariṣyati || 52
tadāhaṃ bhrāmaraṃ rūpaṃ kṛtvāsaṅkhyeyaṣaṭpadam |
trailokyasya hitārthāya vadhiṣyāmi mahāsuram || 53
bhrāmarīti ca māṃ lokāstadā stoṣyanti sarvataḥ |

Когда [асура] по имени Аруна учинит великую смуту в трёх мирах,   
Тогда я, приняв облик роя из бесчисленного количества пчёл,
Ради блага трёх миров погублю [того] великого асуру. 
«Бхрамари», – [под таким именем] меня будут восхвалять все люди 

Более развернуто появление богини описывается в Деви Бхагавата Пуране, где повествуется о том, как совершив суровую аскезу, асур Аруна получил от Брахмы благословение: ему не будет грозить смерть «ни в битве от оружия, метального или нет, ни от руки мужчины или женщины,  ни от двуногого или четвероногого, ни от существа смешанного вида».

Bhramari Devi bhramari.jpg   

После обретения этого дара Аруна с войском даитьев вторгся на небеса и напал на обитающих там дэвов. Лишившиеся своего положения дэвы отправились на Кайлаш, за помошью к Шиве, от которого получили совет совершить поклонение Богине.

Явившаяся в ответ на совершенные поклонения Дэви выпустила из своего тела и рук неисчислимые потоки черных пчел, которые уничтожили даитьев и Аруну, так как пчелы не подходили ни под одну из категорий, которые описывал асур, прося дар у Брахмы.

Таким образом, Бхрамари выступает в качестве угра (устрашающей, грозной) формы Богини, и на внутреннем уровне представляет собой силу уничтожения омрачений, которые олицетворяют асуры.

Шакти-питх, посвященный Бхрамари

В Индии, в штате Андхра Прадеш, находится шакти-питх, связанный с этой формой Богини – Ма Бхрамарамба Шриcайлам Шактипитх. Считается, что в это место упала часть шеи Сати. Храм, посвященный Бхрамари, находится рядом с одним из 12 джьотирлингамов – Малликарджуной. Шакти-питх и джьотирлингам расположены вдали от шумных городов в тихом лесу Налламала, храмовый комплекс довольно древний и очень красив, он является важным местом паломничества. Бхрамари Деви считается Шакти (консортом) Шивы Малликарджуны. В этом месте есть легенда, согласно которой Деви приняла форму пчелы, чтобы почитать Шиву.



Поделиться ссылкой: