Поиск
Контакты

Басаванна

Басаванна

Басаванна (также известен, как Басава, или Бхакти Бхандари Басаванна или Басавешвара, (1134–1196)) - индийский философ, государственный деятелель и социальный реформатор, живший на территории современной Карнатаки.

Сторонник рационалистической практики «пранавидья», как первого шага на пути к абсолютной трансцендентности.

Согласно положениям его практики прана/джангама – ощутимые уровни существования Божественного сознания.

Противник кастовой системы, ущемляющей интересы людей в зависимости от их рождения и других ритуалов в Индуизме.

Способствовал просвещению общественности с помощью своей поэзии, широко известной, как вачаны.

Использовал Ишталингу, образ Шива-лингама, чтобы истребить неприкасаемость и установить равенство между всеми людьми и в качестве средства достижения духовного просветления. Это были рациональные и прогрессивные социальные идеи для XII века.

Является одним из инициаторов Индийской демократии.

Создал модель Парламента, называемую «Анубхава Мантапа», которая включала в себя не только равное количество мужчин и женщин, но также и представителей с разным социально-экономическим положением.

Считал, что конфликт следует разрешать с помощью диалога, а не насилия.

Распространял учение о дороге, ведущей к Богу через четыре уровня божественности, которые существуют в теле любого человека – Непроявленный Чайтанья (Гуру), Проявленный Чайтанья – Шакти (Линга), Осознанность проявленной чайтаньи-шакти в Пране (Джангама) и индивидуальная осознанность (Дживатма/Разум). Басава, в отличие от Гаутама Будды, не проповедовал сложные для понимания аспекты духовности, скорее, он учил людей жить счастливо при рациональном общественном устройстве, что позже стало известно, как движение Шарана.

Учил Шаранов технике выхождения за пределы ума с помощью собственной праны через процесс Ишталинга-, Праналинга- и Бхавалингасадханы, а также он учил тому, что каждый человек, независимо от касты, вероучения, заслуг, национальности и т.д. может преодолеть ограничения и стать Богом, пребывая в союзе с праной.

Ключевой аспект его проповедей – монотеистическая концепция Бога.

Породил литературную революцию, создав произведение, названное Вачана Сахитья на языке Каннада, который берет начало в Упанишадах и Веданте. Он был Премьер-министром Южной Империи Калачури в Южной Индии.

Басаванну называют Вишвагуру.

Реформы, проведенные Шри Басавешварой, и возникновение в результате учения вирашайва, позволяют сравнивать Басаву с Буддой. Вирашиваизм является развитием и усовершенствованием философского направления шайва, корни которого уходят в до-ведические времена. До появления Басавы социальные и моральные устои общества Карнатаки пришли в полнейший упадок. Чтобы изменить ситуацию, был необходим человек высокой духовности и, при этом, социальный реформатор. Таким человеком и был Шри Басавешвара. И он вдохнул новую жизнь в учение шайва и возродил социальные и духовные ценности современного ему общества, действуя в рамках традиционного индуизма.

«Будда и Шри Басавешвара» Шапети С. Б.


Поделиться ссылкой: