Поиск
Контакты

Прана-видья

Прана-видья

प्राणविद्या, prāṇavidyā

Знание о пране и пранаяме; понимание того, что такое жизненная энергия и как ей управлять. Это знание помогает садхаке достичь высот духовной реализации. 

Понятие праны появилось в Ведах и развивалось в Упанишадах, позднее в Тантрах. Говоря простым языком, прана – это жизнь, источник жизни, пульсация жизни, а также дыхание.

В ведических текстах есть миф о Праджапати, владыке всех существ, которые изначально были неживыми. Для оживления он сам стал жизненной силой, космическим жизненным дыханием, вошел в эти существа, наполнил и оживил их. 

Бхригу, святой Упанишад, на определенном этапе последовательного изучения осознает прану как Брахмана:

prāṇo brahmeti vyajānāt | prāṇāddhyeva khalvimāni bhūtāni jāyante |
prāṇena jātāni jīvanti | prāṇaṁ prayantyabhisaṁviśanti |

Он понял, что Брахман — дыхание (прана). По сути, в действительности существа здесь порождены дыханием; когда рождаются — они живут благодаря дыханию, когда умирают — возвращаются в дыхание. (Таиттирия упанишада III.3)

Прана – это сила Брахмана, Творца, дыхание жизни во всем живом, и она включает в себя как аспект энергии, так и аспект сознания. 

Прана как жизнь проявляется во всех объектах, даже тех, которые традиционно считается неживыми (камни и т.д.). Оживляющая сила в них представлена не так очевидно, но она присутствует во всех объектах и явлениях Вселенной. Поэтому с точки зрения йоги и тантры, вся наша Вселенная переполнена жизнью. 

Присутствие и концентрация праны (жизни) в материальном теле придает ему определенные свойства и организацию, и наоборот, без оживляющего действия праны тела склонны распадаться. Сила праны регулирует процессы метаболизма в живых существах. 

Прана и речь взаимосвязаны. При помощи жизненной энергии проявляется речь. Ведические провидцы считали, что речь, и особенно вайкхари, возникает вследствие видоизменений праны в теле. 

Прана рассматривалась в контексте речи в комментариях Вришабхадевы на «Вакьяпадью» Бхартрихари:

prāṇāpānāntare nityamekā sarvasya tiṣṭhati ||
anyā tvapreryamāṇaiva vinā prāṇena vartate |
jāyate hi tataḥ prāṇo vācyamāpyāyayan punaḥ ||
prāṇenāpyāyitā seyaṁ vyavahāranibandhanā |

Одна, единая неизменная (речь) остается в промежутке между праной и апаной из всех, в то время как пашьянти существует неприведенной в движение праной. Отсюда прана получает свое существование, затем вновь питает речь (вайкхари), по этой причине прана названа кормилицей речи и становится причиной мирового движения. (I.134)

Прана – это великая сила, и адепт, умеющий контролировать и аккумулировать прану, обладает большим могуществом, у него могут развиваться различные сиддхи (совершенства).  

Прана влияет на принцип времени внешнего и внутреннего микрокосма, поэтому в йогических текстах Традиции Натхов, а также в Калачакре (в буддизме) говорится, что «подчинивший себе прану — покоряет время». 

Научиться управлять праной, увеличивать и улучшать качество своей жизненной энергии помогает практика пранаямы, а также следование яме и нияме. Постижению сути жизненной вибрации особо способствует аджапа-гаятри, или осознавание естественно повторяемой мантры дыхания «Со Хам». Йога Чинтамани Упанишада (34-35) говорит:

kuṇḍalinyāḥ samudbhutā gāyatrī prāṇadhārinī | 
prāṇavidyā mahāvidyā yastāṃ vetti sa yogavit ||

Поддерживающая жизнь аджапа-гаятри возникла из кундалини-шакти. Знание её называют прана-видьей (истинным проникновением в суть жизненной системы), или маха-видьей (великой мудростью). Тот, кто достиг знания аджапа-гаятри, – поистине знаток йоги.

Больше деталей про прану можно узнать в статье Гуруджи Матсьендранатха «Прана-видья».



Поделиться ссылкой: