Аджняна
Аджняна
अज्ञान, ajñāna«незнание», «невежество»
Невежество связано с чувством дуальности (двайта-пратха), когда мы думаем, что нечто одно отлично от другого. Часто выступает синонимом авидьи.
Ослепленная неведением (аджняной), [душа], хотя она по сути едина, воспринимает свое исконное «я» как разнообразное множество объектов и субъектов.
«Парамартха-сара» (25), пер. С.В. Пахомова
В Санкхье аджняна – это одно из качеств буддхи (интеллекта), которых всего восемь: дхарма (праведность) и адхарма (порок), джняна (знание) и аджняна (незнание), вайрагья (отрешенность) и авайрагья/асакти (привязанность), аишварья (сила, превосходство) и анаишварья (бессилие).
Согласно Абхинавагупте, аджняна является основой трех мал (базовых загрязнений) в Кашмирском Шиваизме, которые препятствуют мокше – анава, карма и майя. То есть неведение – единственная причина ограниченности (связанности) человеческого существа сансарой. Оно может быть разрушено только джняной.
В Кашмирском Шиваизме рассматривают два вида аджняны:
-
Пауруша-аджняна – неведение относительно своей истинной сущностной природы. Оно может быть устранено только милостью учителей и подлинным самадхи, в котором обретается это знание своей совершенной природы (пауруша-джняна).
-
Бауддха-аджняна – интеллектуальное неведение, когда человек не обладает знанием доктрины (философии). Оно устраняется изучением текстов, священных писаний, а также благодаря знанию, исходящему от Гуру.
Если бауддха-джняна развивается за счет интеллекта, то пауруша-джняна – благодаря устойчивой практике. Считается, что когда садхака сочетает эти два вида знания (то есть преодолевает оба аспекта невежества), он способен реализовать состояние дживанмукти.