Поиск
Контакты

Санкхья

Санкхья

(на санскр. - размышление, исчисление, подсчет)
одно из воззрений (даршана) индуизма, основателем которого считается мудрец Капила.

Санкхья опирается на два основных понятия, существующих в мире: пракрити (единая, неизменная, вечная природа) и пуруша (индивидуальный дух как космическая сущность и как душа индивидуума).

Санкхья – весьма древняя система. Это явствует из того, что взгляды санкхьи встречаются во всех произведениях древней Индии, включая шрути, смрити и пураны

Происхождение термина «санкхья» покрыто тайной. По мнению некоторых мыслителей, термин «санкхья» происходит от слова санкхья, обозначающего «число», ибо эта философия ставит своей целью правильное познание реальности через перечисление основных объектов познания.

Также данное слово истолковывается мыслителями следующим образом: «санкхья» означает совершенное знание (самьягджняна), и философия, содержанием которой является такое знание, справедливо называется санкхьей. 

Как и философская система ньяя-вайшешика, санкхья стремится познать реальность с практической целью – положить конец всем несчастьям и страданиям. Санкхья дает нам познание себя, более совершенное по сравнению с теорией познания других философских даршан, за исключением, может быть, веданты. Таким образом, слово «санкхья» может быть очень хорошо охарактеризовано как чисто метафизическое познание «Я». Это – метафизика дуалистического реализма. Если ньяйики и вайшешики допускают первичную реальность многих сущностей – атомов, умов и душ, – то санкхья признает первичные реальности только двух видов – дух и материю (пуруша и пракрити). 

Вслед за Капилой его ученик Асури и последователь последнего Панчашикха написали несколько книг с целью ясно и подробно изложить систему санкхья. Но эти работы со временем были утеряны, и об их содержании ничего не известно. Самым ранним дошедшим до сегодняшних дней авторитетным источником по философии санкхья является работа Ишваракришны «Санкхья-карика». Другими важными произведениями по системе санкхья являются «Санкхья-карика-бхашья» Гаудапады, «Таттва-каумуди» Вачаспати, «Санкхья-сара» Виджнянабхикшу и «Санкхья-правачана-сутра-вритти» Анируддхи.

Метафизика санкхьи, и особенно ее учение о материи, опирается в основном на ее теорию причинности, известную как саткарья-вада, – на теорию отношения следствия к его материальной причине.



Поделиться ссылкой: