Поиск
Контакты

Ачара

Ачара

«путь; образ жизни; тип деятельности; следование определённому духовному пути»
 

1. Обычай, традиция, правила поведения.

2. Ачары - это определенные духовные  ступени тантрического пути (садханы), которые проходятся садхаком последовательно  за одну или несколько жизней, прежде чем достичь высшего уровня каулы.

    Куларнава-тантра (2,7-8) говорит о семи ступенях: 

«Выше всех — веда, выше веда-ачары — вайшнава-ачара, выше неё — шайва-ачара, выше чем шайва — дакшина-ачара, выше неё — вама, выше вама-ачары — сиддханта-ачара, выше неё — каула-ачара, выше каулы не существует ничего».

Тантра-рахасья прибавляет к ним ещё две — агхора и йога-ачара, которые следуют после вама-ачары. Считается, что первые четыре ачары относятся к пашу-бхаве, остальные — к вира и дивья. Согласно Горакшанатху, нет путей низких и высоких, ведь правильный путь вне ограничений, накладываемых теми или иными духовными учениями.

    • Ведачара

Ведачара, состоит в ежедневной ведической ритуальной практике и следование тому, что предписывает санатана-дхарма (Извечный Закон). На этой стадии садхака выполняет сакама-упасану (поклонение, обусловленное желаниями). В ведачаре слабо выражены личные духовные проявления («бхавы»).

    • Вайшнавачара

 Это путь преданности (бхакти-марга). Большое значение на этой ступени имеет «бхакти» (вера, преданность, бескорыстная любовь), которая может проявляться у людей любых вероисповеданий, но  в индуизме это обычно Вишну и его аватары. Большое значение здесь имеет отношение к Богу и высшей реальности как личности. Происходит соединение преданности с верой, обретенной еще в ведачаре.  Есть разные состояния «бхакти», но все они подразумевают «самбандхану» – духовную связь с объектом почитания. Если на уровне  ведачары садхака просто следует предписаниям авторитетных источников, то в вайшнавачаре уже появляется личная духовная инициатива, направленная на преданность Богу. Как и предыдущая ачара, вайшнавачара предназначена для существ пашу-бхавы.

    • Шайвачара

Шайва-ачара – («Путь Шивы») содержит в себе опыт двух предыдущих путей.   На этом этапе Вера и преданность, которые были обретены на предыдущих ступенях, усиливается за счет духовного знания (джняны) о своей божественности. На этом этапе душа обретает качества  воина (кшатрия): решимость (вирья) и дисциплину, а также склонность к интенсивной тапасье и к практике йоги и медитации.  Поэтому стадию шайвачары нередко называют воинской. Джняна-йога -  это главный метод шайвачары. На этой стадии изучаются авторитетные духовные источники.  Как правило, это «шравана» – слушание, восприятие знания от Гуру, таким образом обретается правильное видение и духовные ориентиры. Далее, садхака размышляет  над объектом изучения («манана»), делает выводы и медитирует на состояние постижения сути своих размышлений («нидидхьясана»).

    • Дакшиначара (собирательное название трёх вышеперечисленных ачар и их методов):

Название дакшина-ачары происходит от санскр. "дакшина" - правый, благоприятный. На этой стадии садхака способен практиковать дхьяну (созерцание) и дхарану (сосредоточение ) - троичной энергии Брахмана: Воли (иччха), Знания (джняна) и Действия(крия), и понимает общую взаимосвязь трех гун. В дакшиначаре в тантрических системах, могут присутствовать элементы вамачары: кумари, стри-пуджа, дакшиначарская чакра-пуджа и т.д. Часто тантрики называют методы, близкие к дакшиначаре, «правритти-марга», или внешний путь, а вамачару – «нивритти» (внутренний), или сокрытый («гухья») путь. Как утверждает Прана-тошини, название этой ачары происходит оттого, что в древние времена ей следовал мудрец Дакшинамурти. Эта ачара является подготовительной к практике виры и дивьи.

    • Вамачара

Путь левой руки, леворучная тантра. Название происходит от  (санскр. "вама" - левый, "ачара" - поведение, образ действий). Слово «вама» часто имеет значение «левый» и означает женщину, участвующую в поклонении, которая находится слева от садхаки. На этом этапе садхака вступает в область практики, сопряженной с риском, где используются методы 5 М (панчамакары – пять подношений в вамачарской пудже, санскритское название которых начинается с буквы  «м» (макара): мамса (мясо), мадья (вино), майтхуна (ритуальное соитие), матсья (рыба), мудра (зерна).  Эти пять элементов поклонения предназначены для удовлетворения Деваты. Если в дакшиначаре, как правило, упасана проводится в виде янтра-пуджи, хомы, с использованием мурти Божеств («паураника-упасана»), воспеваний и прославлений святых имён Божества, то в вамачаре, как правило, янтры и мурти заменяются непосредственно телами садхаков, что позволяет воспринимать практически связь микрокосма с макрокосмом. Использование этих предметов (дравья) в их натуральном (пратьякша) виде требует особых ритуалов (санскара) очищения и посвящения их Девате (Шакти), таких как ньяса, джапа, шодхана и др., выполняемых в установленном порядке. В Параканда-сутрах (3.73) сказано, что «их необходимо использовать только согласно предписанным для этого правилам, иначе они становятся ядом». Применяемые в пуджах элементы 5 М символизируют определенные метафизические элементы, и на самом деле ингредиенты 5 М имеют с ними реальную связь. Также 5 М символизируют негативные тенденции живых существ (грехи) и демонов, которые наше чистое сознание «поедает» при практике панчамакар. Йогини-тантра говорит, что «практика с этими пятью таттвами предназначается исключительно для виры и дивьи, но является запрещенной для пашу».

    • Сиддхантачара

Название происходит от «сиддха»  - «совершенный», «анта» – завершенность. Садхака продолжает совершенствоваться в том же направлении. Подразделяется на две упа-ачары: йогачара (путь йогина) и агхорача (путь бесстрашия). Сиддханта-ачари превосходит предыдущую ачару своим знанием, сущность которого скрыта в различных шастрах. Садхака открыто практикует ритуалы вамачары, совершая внутреннее поклонение (антар-йага) и постоянно созерцая свою вечно чистую (нитья-шуддха) духовную сущность (атма). Если в вама-марге 5М в основном связаны с удовольствиями, через которые могут проявляться силы Майи для обычного человека, то агхори делают акцент на методах, которые часто вместо «прийя» (наслаждений) у людей вызывают ужас («гхора»). Натха-йогин больше ориентирован на практики осознавания, в которые входит так называемая кайя-садхана, где Йоги посредством вышеупомянутых садхан или подобных методов достигает единства себя со множеством сил вселенной.

      • Кулачара (Путь Кулы), называемая также «каула-марга»

Согласно учению Тантры, кула-ачара есть высший опыт всеединства. На этой стадии человеком полностью реализуется идеал духовного «освобождения при жизни» (дживанмукти). Кула, букв.  обозначает «семья», «род».  Кула подразумевает единство всего сущего, что так же тождественно понятию йога «соединение, союз». В  «Маханирвана тантра» (7.97-98) понятие Кула определяется следующим образом: «Душа (джива), материальная природа (пракрити), пространство, время, эфир (акаша), земля, вода, огонь, воздух — всё это называется «кула». Практика с этимим элементами посредством осознания в них Брахмана называется Кула-ачара, приносящая праведность, наслаждение, материальное процветание и освобождение». Кулачара подразумевает видение единого за всем многообразием, а деление условным, как вспомогательное средство на каком-то этапе. Рано или поздно все виды энергий воспринимаются как собственное сознание, и в любой момент, будучи йогином, можете один вид энергии превратить в другой, если обладаете достаточным уровнем. Осознавание полного единства - есть каулическая садхана. Одним из основателей линии Каулов считается Маха Йоги Матсьедранатх, поэтому линия натхов так же близка к этой традиции. Каулик может внешне выглядеть как представитель любой религиозной конфессии или даже атеист, для него внешние различия не играют столь существенной роли. Внешне он может выполнять ведийский обряд, но наполнять его другими духовными состояниями. Это садху предельной чистоты и им свойственны божественые качества «дивья-бхава», поэтому они ничего не отрицают, но в тоже время ни к чему не привязываются. Они могут себя вести как обычные люди, но те кто с ними соприкасаются, не могут остаться равнодушными к духовному пути, даже если каул говорит не о духовных вещах, у людей моментально появляется интерес к духовной практике, само его присутствие уже для многих становится обучением. «Внутри — шакты, снаружи — шайвы, в собрании — вайшнавы; так во многих различных обличиях каулы странствуют по земле». (Кали-виласа-тантра 7.12)


Поделиться ссылкой: