Вирья
Вирья
वीर्य, vīrya
Вирья переводится как «мужество», «энергия», «мощь», «мужская сила, семя», «сияние», также может означать состояние сильного человека, у которого много энергии. В ведической литературе это понятие часто соотносят с героизмом и храбростью, это сила героя (vīra). Термин вирья, также как и вира, происходит от корня vīr – «быть сильным, мощным, мужественным».
В йоге и тантре вирью связывают с жизненной силой, семенем (его тонкой формой), в этом контексте вирья является синонимом бинду. Считается, что вирья насыщена Прана-шакти и поэтому являет собой источник жизненной силы. Развитие умственных способностей, духовное развитие во многом зависит и от сохранения и усвоения бинду (вирьи) внутри тела. Без этого успех в йоге трудонодостижим.
Увлеченность чувственными желаниями и переживаниями ведет к «падению» или потере вирьи, жизненной силы. Сексуальное влечение является самым сильным из них (вирья покидает тело в форме семени), но не единственным, сюда можно отнести все виды чувственных удовольствий. Поэтому контроль чувственных стремлений является основой для успешной практики йоги или тантры. Одна из ям – брахмачарья – явно предписывает направленность на Высшее во всех своих активностях (что иногда трактуется как воздержание), это служит цели сохранения вирьи и сублимации сексуальной энергии. Благодаря сохранению вирьи садхака обретает чистый и устойчивый опыт дхьяны, самадхи, его тело становится здоровым и сияющим. Сохранение бинду йогины уподобляют жизни, а ее потерю – смерти: maranaṁ bindu-pātena jīvanaṁ bindu-dhāranāt.
Авторитетный тантрический текст «Кубджикамата-тантра» также проводит аналогию с семенем:
Пока Шамбху не придет в мир смертных, являя себя в форме учителя, нисхождение Шамбхавы (Высшего состояния) не происходит. Подобно тому, как мое семя (вирья), словно алхимическая ртуть (pārada), при падении на землю распадается на множество капель, так и я брожу по миру в образе самых совершенных учителей. Эти учителя рождены из моего семени (вирьи). Они, мои сыновья, достигают Высшей цели благодаря непоколебимой преданности.
В буддизме
Широкое распространение термин получил в буддийской традиции. Здесь это одна из добродетелей в системе совершенств, парамит, способствующих в достижении просветления. Под вирьей подразумевается радостное усердие без лени и уныния в совершении благих действий — это ведет к раскрытию особых качеств ума, которые ускоряют продвижение к цели. Терпение, кшанти, является парамитой, поддерживающей вирью, которая в свою очередь выступает основой для дхьяны, обеспечивая устойчивость прикладываемых усилий в практике медитации.
Вирья подробно объясняется в тексте «Махапраджняпарамита-шастра», написанном Арьей Нагарджуной во 2 веке, здесь говорится:
Каковы преимущества усердия (вирьи), которое Бодхисаттва будет исследовать энергично и без замедления? Ответ: «Все добродетели и все преимущества Пути в настоящей и будущих жизнях происходят от усердия. Более того, если человек, желающий Освобождения, уже на деле показывает свое рвение, что можно говорить о Бодхисаттве, который дал обет спасти всех живых существ?
В тексте буддийского мыслителя Асанги «Абхидхарма-самуччая» сказано :
Что такое вирья? Это ум, стремящийся быть всегда активным, преданным, непоколебимым, не возвращаться назад и быть неустанным. Он совершенствует и осознает, что приводит к благу.