Сахаджананда
Сахаджананда
सहजानन्द, sahajānanda
Естественное, спонтанное, врожденное блаженство (ананда).
Является одним из четырех видов блаженства, символизируемых лепестками муладхара-чакры: парамананда (высшее блаженство), сахаджананда (врожденное блаженство), вирананда (героическое блаженство, возникающее благодаря контролю сильных чувств) и йогананда (блаженство единения с Абсолютом, возникающее благодаря практике самьямы).
Īśvarapratyabhijñāvivṛtivimarśinī (2.132), текст Кашмирского Шиваизма, так говорит об этом блаженстве в контексте освобождения:
...«освобождение», [постигаемое] как состоящее из абсолютной полноты, сущность которой есть не что иное, как полнота блаженства, которое не вызывается [потому что на самом деле оно] врожденное (сахаджананда) [...] - [все это] должно принадлежать к области явлений; иначе такие [вещи], как тот факт, что [их] можно желать, поиск реализации этого [желания], их определение [имеющих] эту [конкретную] форму и место, практика в соответствии с [этим определением] и т. д., было бы [все] невозможно.
Сахаджананда упоминается в «Хатха-йога прадипике»:
cittānandaṃ tadā jitvā sahajānanda-sambhavaḥ |
doṣa-duḥkha-jarā-vyādhi-kṣudhā-nidrā-vivarjitaḥ ||75||Затем, выйдя за пределы чит-ананды (возникающей от переживания звуков в сознании), [йогин] переживает сахаджа-ананду (естественное блаженство Атмана). И тогда страдания [причиняемые] старостью, болезнью, голодом и сном, а также дисбалансом дош оставляют [его]. (4.75)
В «Горакх-пуране» описана процесс, где бинду, побуждаемая йогином следовать к верхним чакрам, создает разные виды блаженства на пути к растворению активности ахамкары:
isse ūpar mahāsukh cakr meṁ sahajānaṇd kī upalabdhi hotī hai |
Оттуда вверх — в махасукха-чакре достигается блаженство врожденного естества (сахаджананда).
us samay ahaṁbodh bilkul lupt ho jātā hai |
Активность эго полностью исчезает в тот момент.