Поиск
Контакты

Самарпана

Самарпана

समर्पण, samarpaṇa
«дарение», «пожертвование», «отдача»

Самарпана — предложение плодов своей деятельности Высшему, отдача своих привязанностей и отождествлений. По сути, самарпана — это и есть пуджа, ритуал предложения жертвы. Упачары, подношения в пудже часто сопровождаются словом «samarpayami» (я предлагаю).

В йоге синонимом самарпаны является тьяга. Самарпана и тьяга приводят садхаку к опустошению ума, очищению праны, освобождения от привязанностей и ложных самоотождествлений. 

Атма-самарпана — самоотдача, самопожертвование, является высшей ступенью в Бхакти-йоге

Отрывок из книги «Йоги Вилакшан Авадхут»:

«Бхакти означает полное посвящение себя поклонению и служению Всемогущему, Гуру или иным божествам, не жалея ни на йоту своих способностей и энергии для любого дела. Человек сначала должен стать преданным, прежде чем пытаться стать йогом или джняни.

Бхакти состоит из девяти этапов. Каждый последующий выше и благороднее, чем предыдущий, и один сливается с другим последовательно. Они таковы: 1) шравана (слушание), 2) киртана (рецитация или пение имени или качества), 3) смарана (памятование), 4) пада-севана (служение стопам), 5) арпана (упование на Господа), 6) вандана (произнесение молитв и хвалы), 7) дасья (служение в качестве слуги), 8) сакха-бхава (любовь к Госпсоду, как к другу), 9) Атма-самарпана (тотальная и полная самоотдача себя Богу).

Предание себя Богу:
caraṇan maiṃ jo rahe rām ke arpan kartā।
sukh dukh kā kuc dhyān nahiṃ citta meiṃ vah dhartā॥
samtā usmeṃ rahe deh kī mamtā nahiṃ।
rām bharose hoya, yahī dṛdhatā man nāhiṃ॥
maiṃ hūñ aisā bhāv jab, rahtā hai man meṃ nahiṃ।
amrit nāth bakhānte, ātmasamarpana hai yahi॥

Уважаемый мудрец Шри Натхаджи описывает в этом стихе качества и состояния преданного, который посвящает себя Атману, Раме. Он говорит, что преданный жертвует свое тело, ум и душу к ногам Рамы, не беспокоится о комфорте или дискомфорте своего тела, его не волнуют условия, он живет невозмутимо и ведет себя так, как если бы не обладал телом, он ведет независимое существование, уповая лишь на милость Рамы, он никогда не отклоняется от веры в то, что Рама поддержит его в любых условиях. Он обретает веру, что это все делает Рама, а не он. Так он реализуется в естественном процессе духовной эволюции. Он не берет эту идею откуда-то извне. Этот мудрый и удивительный способ известен как Атма Самарпана.»

Самопожертвование — это путь к духовному и материальному успеху. В контексте йоги самопожертвование — это совершенствование восприятия. Все методы йоги связаны с остановкой и смолканием. Если это асана – то это движение в направлении устойчивости, если пранаяма – то это успокоение праны и т.д. Эго человеческое всегда активно, оно является следствием неведения и причиной зарабатывания тяжелой судьбы. Чтобы отстраниться от вовлечения в сужающие сознание водовороты феноменального мира — вместо активности надо прийти к тонко восприимчивой пассивности, которая подобна вакууму. Когда садхака — никто и ни с чем, тогда ему открывается доступ ко всему, для этого и нужно самопожертвование.

Касательно атма-самарпаны в отношениях Гуру и ученика, Гуруджи Матсьендранатх писал:

«Самопожертвование Гуру в отношении ученика проявляется в невидимом, духовном плане, а ученика в отношении Гуру – больше в физическом, хотя это условно, конечно. Искренность со стороны ученика крайне важна: если в отношениях нет лицемерия, что уже и есть самопожертвование, то автоматически от Гуру нисходит Шактипат. Некоторые люди спрашивают: "А не отвергнет ли Гуру меня в качестве ученика?" и т.п. Такого не бывает, чтобы отвергали честных людей, также тех, в ком есть реальное самопожертвование, потому что это было бы неестественное явление (по-моему, такого просто быть не может, ну никак). Я бы вообще между искренностью и духовной практикой поставил знак идентичности. Самопожертвование – это оставление всего лишнего (что является ложным) и посвящение себя сути.»



Поделиться ссылкой: