Поиск
Контакты

Бхава

Бхава

भाव, bhāva

«бытие», «существование», «состояние сознания»

Бхава в общем случае может означать состояние, природу, темперамент, характер отношений, эмоции, чувства, настроения, а также бытие, существование, становление, любовь.

Также Бхава в ритуальной литературе – одно из имен Шивы («Сущий»).

Сам по себе термин «бхава» – довольно широкое понятие, которое может использоваться по-разному в разных традициях. В вайшнавских традициях термин «бхава» используют, в основном, для определения различных видов бхакти, то есть в значении любви к Богу, отношений с Богом.

В буддизме, ньяе, вайшешике, а также в грамматике и философии используется больше в значении «бытие», «существование» или даже модификации существования.

В тантре и йоге бхавой часто называют природу/характер или состояние, а также эмоциональное отношение к Богу. Например, в тантре разделяют характеры людей, в том числе практикующих, на три вида бхавы – пашу-бхава (состояние/характер животного), вира-бхава (состояние/характер героя) и дивья-бхава (божественный характер) и в зависимости от этого могут разнится виды предписаний, практик, ритуалов. В йоге также может применяться эта классификация, поскольку зачастую йога содержит много тантрических элементов, но даже если отвлечься от тантры – йогические методы тоже разные, и разным людям могут подходить разные практики.

Далее, в йоге также широко применяется бхава в значении «состояние души или ума», «характер восприятия», «эмоциональное состояние». В этом смысле правильная бхава очень важна для практики мантр, пудж, а также в восприятии Гуру и Божеств (бхавана).

Вот пример употребления этого термина в натховских текстах, в частности в «Аманаска-йоге»:

«64. На каком бы состоянии (бхаве) от сна до бодрствования йогин ни совершал бхавану, он, вне сомнения, пребывает освобожденным».

«77. Состояние того, кто пребывает в естественности, можно описать так: все возникающие состояния (бхавы) у него возвращаются к пустоте, каждый момент он пребывает погруженным в собственное "Я", его руки, ноги и остальные органы недвижны, расслаблены и лишены искажений, он подобен мертвому телу, поскольку дыхание исчезло, будучи лишенным основы, или пламени в безветренном месте».



Поделиться ссылкой: