Прамана
Прамана
प्रमान, pramāna
Дословно переводится как «доказательство» или «способ знания». Обозначает способ или процесс получения знаний, является одним из ключевых аспектов древней индийской теории знания. Прамана активно обсуждается в философских школах ньяя, вайшешика, миманса, адвайта-веданта, санкхья и других, в джайнизме и буддизме, а также в аюрведе.
Разные школы и древние тексты дают различную категоризацию способов праманы. Средневековые источники, в основном, указывают шесть разновидностей, из которых первые три – общеприняты, а вторая тройка вызывает дебаты:
-
Пратьякша (знание, полученное через органы чувств)
-
Анумана (знание, полученное через логические умозаключения)
-
Шабда (тексты и авторитетные источники)
-
Упамана (построенное на сравнениях и аналогиях)
-
Артхапатти (выводы на основе обстоятельств)
-
Анупалабдхи (невербальное)
Буддизм признает только две из этих категорий, джайнизм – три, аюрведа – четыре. Каждая из категорий имеет свою систему дальнейших суб-категорий. Обсуждаются также взаимосвязи между категориями. Непосредственным изучением различных форм праманы занимается школа ньяя.
Знание, которое представляет из себя чистый, подлинный опыт, реальное знание, называется прама (pramā). Прама внутренне присуща всем объектам и явлениям (прамейя) во Вселенной, и это знание добывается субъектом/искателем знания (прамата) через различные разновидности процесса познания (прамана). Все вместе они являются неотъемлемыми аспектами единой реальности. В тантре эти три понятия соответствуют различным шакти: прамейя – крийя-шакти, прамата – иччха-шакти, прамана – джняна-шакти.