Патичча-самуппада
Патичча-самуппада
Патичча-самуппада (пали «взаимозависимое возникновение») – краеугольное понятие в буддизме, объясняющее как принцип возникновения мира, так и его устройство в любой момент времени. Каждая вещь существует благодаря наличию своей причины, сама, в то же время, являясь причиной для последующих вещей и явлений. При этом ни одна вещь не существует сама по себе.
Формула звучит следующим образом: «Когда есть это – есть то, с прекращением этого, прекращается то». Таким образом, с т.з. буддизма, сам человек есть просто цепь взаимовозникающих психо-физических явлений.
В Палийском Каконе Будда приводит развернутый пример возникновения существа, разделяя факторы возникновения на 12 частей. 12-звенная цепь взаимозависимого возникновения:
- Неведение.
- Волевые формирователи.
- Сознание.
- Имя-и-форма (ментальность-материя)
- Шесть сфер чувств.
- Контакт.
- Чувство.
- Жажда.
- Цепляние.
- Становление.
- Рождение.
- Смерть.
Под неведением здесь понимается незнание 4-х благородных истин. Иными словами, существо не ведает, что на самом деле ему принесет счастье, а что страдание, начиная вовлекаться в действия телом, речью и умом - волевые формирователи. Последние, в свою очередь, повлекут за собой возникновение последствий кармы (т.е. действий) на основе совершенных действий.
Сознание здесь – это определенный вид сознания, возникающий на основе какого-либо из 5-ти органов чувств, а также ума как шестого чувства. Таким образом, волевые формирователи породят сознание того, к чему стремятся, подобно тому, как волевой импульс встать со стула и пойти в другую комнату породит видение, слышание, чувствование другой комнаты.
Именем-и-формой называется совокупность ментальности и материи, где чувство, восприятие, намерение, контакт, внимание – это «имя» (или ментальность), а четыре элемента (огонь, вода, воздух, земля) и их общая форма – это «форма» (или материя, тело). Имя-и-форма – это тот «носитель», через который будет действовать сознание, подобно тому, как через системный блок и монитор действует операционная система.
Шесть сфер чувств – те области, за которые отвечают 5 органов чувств и ум.
Контактом будет их встреча с объектами чувств, которая породит приятное, неприятное или нейтральное чувство, на основании чего возникнет жажда либо иметь и дальше такое восприятие или жажда его не иметь (т.е. неприязнь), что и будет цеплянием.
Становление (иногда переводят как существование) в текстах описывается как возникновение существа в мире чувств, форм или мире без форм, в зависимости от его предыдущих желаний и действий. В том или ином мире существо уже напрямую рождается, а затем умирает и тогда всё повторяется по кругу.
12-ти звенная цепь описывает не столько буквальное движение из пункта А в пункт Б, сколько взаимосвязь и взаимопорождаемость явлений.