Поиск
Контакты

Карма-канда

Карма-канда

Карма-канда

Карма-канда (Санскрит. कर्मकांड, karmakāṇḍa) — один из трех разделов ведического знания, посвященный ритуальным действиям, наряду с двумя другими разделами — упасана-кандой (преданным поклонением) и джняна-кандой (философией и отречением). Традиционно считается, что основателем и учителем карма-канды является бог Дакша, который совершил первое жертвоприношение на вершине горы Химават.

Карма-канда — это путь деятельности и самосовершенствования в плоскости кармы, очищаемой духом яджны (жертвования). Жертвование должно происходить на всех уровнях: низшие желания жертвуются во имя исполнения более высоких, интересы материальной внешней жизни жертвуются ради внутренней; личное наслаждение жертвуется ради содействия счастью всего общества.

В Ведах определены различные виды жертвенных действий (домашние, социальные, религиозные, политические и т.д.) в зависимости от различных качеств и условий у людей. Предписывалось выполнять все ритуалы с преданностью богам и смирением в сердце. Основной формой ритуала в ведический период являлась яджна, которая могла быть иногда довольно продолжительной и сложной.

В Ведах утверждается, что посредством исполнения всех форм жертвоприношений и очищения человек может обрести способность к перерождению в более высоких мирах (локах), где степень свободы относительно обычного мирского существования значительно выше, а степень страдания меньше. Однако даже это является лишь относительным достижением, которое все еще находится в мирской плоскости, и можно встретить мнение, что одной карма-канды недостаточно для достижения полного освобождения.

С наступлением эпохи Упанишад и затем тантризма, карма-канда перестала играть настолько важную социальную роль, и часть ритуалов ушла в прошлое (однако основные сохраняются в Индии до сих пор). Сами ритуалы также претерпевали изменения с течением времени, упрощались. В тантрических ритуалах появляется много дополнительных элементов, причем некоторые из них постепенно переходят на внутренний уровень.

Пуджи и другие ритуальные действия в храмах, работа с янтрами — это все примеры карма-канды. Мантра связывает карма-канду с йогической практикой, которая носит, как правило, внутренний характер. Йога, в большей степени - это работа с сознанием, а карма-канда - это действия, направленные во вне. Так как с точки зрения натхов внутренний и внешний мир предельно зависимы, элементы карма-канды используются для связи внутренней работы с внешним миром. Такая комплексная практика приводит садхаку к глубокой внутренней трансформации, окончательной целью которой является мокша (освобождение).

Гуру Йоги Матсьендранатх:

«Что касается натхов, они признают пуджи и ряд ритуальных действий, но все Боги рассматриваются как различные виды Йогинов Нараянов (Богов в человеческих формах) как различные Гуру. Эти Гуру открывают выход в другие мерности. В натховских пантхах существует своя карма-канда, для того, чтобы йогическая практика способствовала связи микро и макро-космоса. Карма-канда натхов отличается своей простотой, и шабар-мантры может использовать любой садху, натховские шабар-мантры ориентированы на состояния. Там нет необходимости в санскрите. А также наша традиция не отрицает ни одной известной крупной и древней религии, как и разных их ответвлений. Пантх в переводе означает путь, часто насчитывают 12 пантхов, кто-то только 6, а кто-то 14 и больше. Все они, с их ритуалами — ни что иное, как адаптированные к практике йоге религиозные виды поклонения. Йога является основой, а все остальное — внешними вспомогательными средствами, предназначенными для реализации йогических совершенств в этом мире. Одна из причин, по которой натхи используют шабар-мантры, заключается в том, что санскрит используют не все люди и религии. Если мы будем следовать, к примеру, брахманизму и строго одному санскритизму, то это уже будет ограничением. Есть же еще мусульмане, христиане и др. религии, где не используется санскрит. Так вот, натха-йоги не отрицают ни одного из явлений мира, но и не цепляются за какое-то конкретное из них. Любая карма-канда приветствуется, если она не мешает практике йоги».

Больше о карма-канде можно почитать в одноименной статье в журнале «Адеш» №8. 


Поделиться ссылкой: