Дакша
Дакша
दक्ष, dakṣa
Бог из группы Адитьев. Считается седьмым сыном Брахмы (или Праджапати), родившимся из большого пальца правой ноги Творца; женой Дакши стала Вирини, родившаяся из пальца левой ноги Творца , отождествляемая с ночью и иногда называемая Дакши.
В пуранах Дакша выступает также как отец жены Шивы — Сати, которая не вытерпев оскорблений Дакши в адрес Шивы совершила самосожжение – сати.
Жертвоприношение Дакши
Наиболее известный миф, связанный с Дакшей, излагает историю его жертвоприношения:
во искупление греха, владыка созданий Дакша на вершине горы Химават устраивает большое жертвоприношение – яджну, созвав всех богов, кроме Шивы, к которому Дакша испытывал неприязнь еще со времён сватовства Шивы к Сати.
Сати узнала об этом и обратилась к мужу с укором, что их не пригласили; на что Шива ей ответил, что он (Шива) является Творцом Вселенной и все жертвы всё равно посвящены ему. Этот ответ Сати не устроил и придя на место жертвоприношения, она потребовала объяснений от Дакши, но он отказался с нею разговаривать, оскорбляя её и Шиву.
Сати, не выдержав оскорблений в адрес своего любимого супруга, бросилась в жертвенный огонь, предварительно прокляв Дакшу. О случившемся сразу узнал Шива, и, разгневавшись, Он принял облик тысячерукого Вирабхадры.
Придя на место жертвоприношения, Вирабхадра нападает на богов, наносит им увечья и в конце он сносит голову Дакше. Вирабхадра пронзает жертву стрелой, и она превращается в созвездие Мригаширша («голова антилопы»). Перед смертью Дакша успел попросить о прощении, поэтому после расправы Шива возвращает его к жизни, приставив козлиную голову, с которой он обычно представлен в иконографии индуизма. Вернувшись к жизни, Дакша воззвал к Шиве о прощении и восхвалил Его чтением Тысячи имён.